ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ОПЕРАЦИЙ
ТАБЛИЦЫ И ГРАФИКИ
В главе 3 мы рассмотрели несколько таблиц объемного планирования продаж и операций и соответствующих им графиков. Теперь настало время разобрать в деталях, как ими пользоваться. Мы начнем с примера табл. 12.1.
ФОРМАТ «ПРОИЗВОДСТВО-НА-СКЛАД» И «ЗАВЕРШЕНИЕ-НА-СКЛАД»
В табл. 12.1 для группы продуктов «производство-на-склад», называемой «средние изделия», стратегия спроса/предложения задает целевой
В ТЫСЯЧАХ ШТУК 10 ДНЕЙ ПОСТАВОК |
ТОВАРНАЯ ГРУППА: СРЕДНИЕ ИЗДЕЛИЯ («ПРОИЗВОДСТВО-НА-СКЛАД») ЦЕЛЕВОЙ УРОВЕНЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ: 99%
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ.
ЦЕЛЕВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОСТАВКАМ КЛИЕНТАМ:
|
|
210 210 |
Июль Август Сентябрь В |
Периоды Заказы Старый прогноз Новый прогноз Новый прогноз против старого Фактические продажи Отклонение за месяц Отклонение нарастающим итогом ________ |
200 |
200 |
200 |
222 22 |
195 -5 |
227 27 |
Производство Старый план Новый план Новый план против старого Факт Отклонение за месяц Отклонение нарастающим итогом |
200 |
200 |
200 0 |
206 6 |
199 -1 |
План |
100 |
100 |
100 |
Факт |
78 |
89 |
61 |
Дней покрытия |
8 |
9 |
6 |
Уровень обслужива- |
97 |
98 |
89 |
Запасы готовой продуции |
Б |
Ния, % |
10 |
10 |
Проблемы и допущения прогноза спроса
1. Прогноз отражает запланированный на третий квартал выпуск на рынок новой товарной группы «Превосходных изделий» улучшенной модели
2. Объемы продаж в Азии достигнут уровня 2004 г. Н
Иинзі/дуїзРзсШ ічіл/шоф и ихиньохэи 'иіяннуР х винудо9э<у_ гі еаещ
Процент уровня обслуживания попозиционно, равный 99%. Это значит, что 99% отгрузок должны быть осуществлены вовремя и полностью. Целевой запас готовой продукции, необходимый для обеспечения нужной дисциплины отгрузок, был принят равным 10-дневным поставкам (10 рабочих дней, а не календарных). Это зафиксировано в зоне А (табл. 12.1).
Часть И Реализация пилотного процесса |
Рассмотрим 10-дневный целевой уровень запасов. Почему компания считает, что ей нужно иметь десятидневные запасы готовой продукции? Ответ заключается в том, что ее недавний опыт показывает: 10-дневные запасы — это тот минимум, который обеспечивает 99%-ный уровень обслуживания клиентов.
Надо ли эту величину 10-дневного запаса считать константой, зафиксированной на продолжительное будущее? Вовсе нет. Идея постоянного совершенствования должна двигать компанию к новым достижениям в сферах продаж, производства и логистики, благодаря которым станет возможным достичь 99%-ного уровня обслуживания клиентов с помощью, скажем, 9-дневного запаса продукции. А потом и 8-дневного. А потом и 7-дневного. Но такова уж сегодняшняя реальность, что 99%-ный уровень обслуживания достигается с помощью практически полумесячных запасов.
138 |
В зоне В фактические продажи сопоставляются с прогнозом. На протяжении последних 3 месяцев продажи превысили прогноз на 44 тыс. единиц. Фактическое производство в сопоставлении с планом отражено в зоне С. Мы видим, что тут налицо почти идеальное соответствие плану.
Зона И показывает результаты по запасам и соответствие этого показателя плановому, а также фактический результат по уровню обслуживания. Здесь мы замечаем развитие серьезной проблемы: так как прогноз продаж был перекрыт фактическими продажами, запасы стали ниже плановых. В результате уровень обслуживания клиентов в сентябре упал до 89%, что намного хуже целевого показателя 99%.
Новый прогноз продаж показан в зоне Е. Ближе к правому краю страницы показаны объемы продаж на следующие двенадцать месяцев, а также итоги в единицах и в стоимостном выражении на текущий финансовый год, заканчивающийся в данном примере в декабре.
Финансовые итоги выведены на основе фактических продаж (январь — сентябрь) и на основе прогноза продаж (октябрь — декабрь). Правее указывается прогнозируемая сумма в долларах, взятая из бизнес-плана. Эта цифра позволяет легко провести сравнение объемов между бизнес-планом и прогнозом объемного планирования продаж и операций на финансовый год. На основе этого команда топ-менеджеров, вероятно, решит изменить бизнес-план.
При рассмотрении зоны Е отметьте, пожалуйста, что старый прогноз показан наряду с новым прогнозом. Многие компании, хотя и не все, любят это делать, с тем чтобы оценить масштаб происходящих изменений. Аналогичное сопоставление возможно и в зоне производства, где наряду с новым планом показан старый.
Допущения, принятые при составлении прогноза, указаны в зоне Н — в левом нижнем углу. Также здесь показаны: будущий план операций, основывающийся на новом прогнозе и других соображениях, — в зоне Е, и относящиеся к процессу проблемы поставок (производства/закупок) — в зоне I.
Зона в содержит прогноз запасов готовой продукции (как в единицах, так и в днях запаса). Подсчет единиц производится по следующему алгоритму:
Конечные запасы готовой продукции за прошлый месяц (например: конец сентября — 60) минус
Новый прогноз на текущий месяц (октябрь — 210) плюс
Новый план операций на текущий месяц (октябрь — 210)
Равно
Конечные запасы на текущий месяц (октябрь — 60).
Прогнозируемые дни покрытия вычисляются по следующему алгоритму:
Новый прогноз на следующий месяц (например, ноябрь — 210),
139 |
Деленный на Число рабочих дней в месяце[24] равно
Уровень дневных продаж (210/20 = 10,5), деленный на План запасов на текущий месяц (октябрь — 60), равно
Дни поставок на текущий месяц (октябрь — 5,7, округленные до 6).
Подводя итог, отметим, что табл. 12.1 содержит пример опробованного эффективного формата для объемного планирования продаж и операций. Цель состоит в том, чтобы представить в таблице всю важную информацию по данной группе продуктов. Это позволяет комплексно оценить ситуацию по каждой группе, увидеть прошлые результаты и будущий прогноз. Для целей принятия решений такой формат зарекомендовал себя наилучшим образом. Такое представление данных много лучше, чем представление информации соответственно по продажам, производству и уровням запасов на отдельных страницах.
Формат «завершение-на-заказ» похож на формат «производство-на - склад». Отличие в том, что он имеет дело с «запасами модулей» или другой суррогатной формой запасов, а не с запасами готовой продукции.
Мы должны высказать предостережение: когда начинаете, старайтесь не перегружать таблицу деталями. Если вы будете добавлять то один
Блок данных, то другой, ваша таблица станет совершенно нечитаемой. Делайте таблицу как можно проще, по крайней мере сначала. У вас будет время внести дополнения позднее.
Часть II Реализация пилотного процесса |
Другое предостережение: используйте в таблицах только одну единицу измерения для спроса, поставок, запасов и обязательств по поставкам. Если вы не выполните этого требования, то ваши арифметические выкладки будут некорректны.