КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
История появления этикетки и упаковки
Этикетка появляется для обозначения товара, содержащегося в емкости или таре. Она первична по отношению к упаковке. Часто именно этикетка делала тару упаковкой. Конец XIX — начало XX века — появление упаковочной индустрии. XX век — век упаковки как имиджа товара.
Назначение этикетки
1. Назвать товар.
2. Дополнительные сведения.
А) ингредиенты
Б) способ применения
В)экология
Г) штрихкод
3. Рекламная функция, то есть
А)привлечь внимание
Б) заставить купить
В) убедить в преимуществе данного товара
4. Часть имиджа фирмы
А) торговая марка (логотип)
Б) цвета фирмы Назначение упаковки
1. Сохранить товар
2. Удобство для проведения торговых операций
3. Удобство для транспортировки
4. Все функции этикетки
Элементы художественного оформления Шрифт (использование надписи, шрифтовой композиции) Требования
А)читабельность
Б) создание образа продукта
Текст делится на основной и вспомогательный.
Изображение (иллюстрация), может быть, рисунок, фотография или коллаж.
Требования
Ассоциация с содержимым прямая или косвенная, достоверность совмещение надписи и изображения Требования
А) не мешать друг другу
Б) не вступать в противоречие
Цвет
А) возрастные предпочтения в цвете и изображении
Б) ассоциации цветовые
В) предназначение упаковки (этикетки) повседневная,
Новый товар, подарочная, детская, серийность.
При художественном конструировании необходимо учитывать экономический уровень потребителя, на которого рассчитан товар как будет выглядеть товар в ряду с аналогичным на полках магазинов
Способ доставки домой покупателем Рекламно-упаковочный комплекс включает требования показа: серийности, имиджа и сохранения имиджа, вхождение в корпоративный стиль и рекламу однородной продукции данной фирмы.
Процесс продвижения на российский рынок товаров ЗАО
«Торговый дом АРС»[1]
В качестве примера рассмотрим процесс продвижения на российский рынок товаров ЗАО «Торговый дом АРС», для чего обратимся к материалам журнала «Пакет» № 1 за 2000 год. «Одной из главных причин начала серьезной маркетинговой проработки стал тот факт, что кондитерская фабрика... была построена «с нуля» и запущена только в сентябре 1999 г. По - этому-то она и не была известна и никакой продукции раньше не выпускала. Необходимо было определить, выпуск какой продукции наиболее целесообразен и как она должна выглядеть. Нужно было также разработать название продукции и способы ее продвижения на рынок.
Главная задача состояла в четком определении ценовой ниши и позиции товара на рынке. Исходя из этого разрабатывались виды упаковки, способы рекламирования и т. п.
Следует также иметь в виду, что российский рынок конфет и шоколада отнюдь не пустует, скорее наоборот: он неплохо развит. Только в Москве работает несколько крупных кондитерских комбинатов (таких, как «Рот Фронт», «Красный Октябрь» и др.), продукция которых хорошо известна и пользуется устойчивым спросом. Это означало, что за место на рынке придется побороться...
Изучение ассортимента магазинов показало, что в продаже присутствуют в основном два вида шоколадных конфет: развесные (как правило, это популярная продукция того же «Красного Октября», например конфеты «Белочка», «Трюфель», «Юбилейные» и т. д.) и в коробках под «кодовым» названием «Ассорти». При этом форма самих конфет и дизайн коробок практически одинаков у всех производителей. Сюжеты изображений также не блещут разнообразием.
Существенно реже встречается престижная зарубежная продукция (например, австрийские конфеты «Моцарт») или близкая по уровню российская (коробки конфет «Вечерний звон», «Осенний вальс»).
На этом основании был сделан вывод, что на рынке налицо недостаток шоколадных конфет отечественного производства, расфасованных в коробки оригинального дизайна.
Престижная дорогая продукция должна быть изготовлена исключительно по оригинальным рецептам с применением самого высококачественного сырья. Ее вкусовые свойства должны быть безупречными. Конфеты «А. Коркунов» содержат помимо шоколада такие ингредиенты, как цельные и дробленые орехи, воздушный рис, различные виды кремов и т. п.
Для серьезной дорогой продукции требуется и наличие соответствующего названия. До революции в нашей стране ведущие товаропроизводители не боялись давать своей продукции собственное имя. Достаточно вспомнить всем известную водку «Смирнов», булочную - кондитерскую «Филиппов», кондитерскую фабрику братьев Абрикосовых. Как правило, такие названия легко запоминались и в случае успеха создавали славу не только продукту, но и его автору. При этом существует и определенный психологический аспект: если человек не боится давать продукции собственное имя, то скорее всего он гарантирует этим высокое качество самого продукта. На основании этих рассуждений было принято решение назвать продукцию фабрики именем ее владельца — Андрея Коркунова. Принятые решения и предопределили всю будущую рекламную и маркетинговую программу кондитерской фабрики.
Таким образом, продукция фабрики должна была восприниматься покупателем как престижный продукт с богатыми традициями, утонченным вкусом и гарантированно высоким качеством...
Поскольку основой маркетинговой политики является стилизация продукта под дореволюционный, то и вся концепция оформления решена в стиле «ретро».
ЛОГОТИП должен быть строгим и легко читаемым. Для него было даже придумано что-то вроде фамильного герба с целью еще больше усилить ассоциацию с дореволюционной историей товара.
СЛОГАН логотипа достаточно строгий и простой для понимания: «Высококе качество, изысканный вкус». В дореволюционной России с девизами особенно не мудрили. Все было просто и конкретно...
НАЗВАНИЯ КОНФЕТ. К вопросу выбора названия также подходили весьма серьезно. Новым конфетам не могут быть присвоены существующие названия (они, как правило, уже запатентованы). Требовались непонятные, но благозвучные слова, которые бы ассоциировались с новым, «волшебным», изысканным вкусом шоколада. Кроме того, раньше в России было принято называть продукцию «на иностранный манер»и для поддержания общего имиджа целесообразно было использовать в названиях иностранные слова. Было принято оригинальное решение: в названиях конфет были использованы названия сортов какао (или районов его возделывания). В результате появились конфеты «Портобело», «Морелия», «Монти», «Доминго», «Вильена», «Аррие - ро», «Криолло».
ФОРМА УПАКОВКИ. При разработке формы и размера коробки для конфет учитывалось несколько основных особенностей приобретения продукции такого рода.
• В первом случае конфеты приобретаются «для себя любимого», то есть лакомиться этими конфетами человек будет в одиночку, сидя, например, дома, в удобном кресле и с хорошей книгой в руках. Соответственно упаковка должна быть сравнительно небольшой и при этом такой, чтобы она же могла использоваться для хранения конфет в случае, если их не удастся съесть все сразу. В результате была разработана небольшая плоская коробка для 12 конфет с легко открывающейся крышкой. Конфету из нее легко доставать даже одной рукой. Несмотря на кажущуюся простоту формы, у коробки есть несколько оригинальных тонкостей. Во-первых, открывающаяся крышка (чаще всего для упаковки конфет используется коробка с накидной крышкой, поскольку ее изготовление проще). Во-вторых, под крышкой находится картонное перекрытие с перфорацией, которое необходимо удалить для того, чтобы добраться до конфет. Таким образом, налицо элементы разрушаемой упаковки, гарантирующей, что продукт не вскрывали. Упаковку, закрытую термоусадочной пленкой, можно при желании восстановить, а вот нарушенную картонную мембрану уже не восстановишь.
• Во втором случае конфеты приобретаются для вечера при свечах, похода в гости к другу (подруге). Как правило, коробка конфет сопровождается бутылкой вина или коньяка. Для таких случаев разработана другая упаковка — вертикальная, шестигранной формы. Она более выигрышно смотрится на столе рядом с бокалами и бутылкой вина. Кроме того, упаковка такой формы более торжественна. Интересно наличие в этом виде упаковки прозрачного шестиугольного окна, закрытого вставкой из формованного ПЭТ. Через него видны сами конфеты в красивых серебристых обертках. В коробке содержится всего 150 г конфет, как раз столько, чтобы съесть их за один раз. Поэтому многократное открывание и закрывание крышки не предусматривается.
• В третьем случае коробку конфет приобретают для подарка. Здесь требуется представительная и солидная упаковка. Форма ее должна быть более традиционной. Для этих целей разработана подарочная коробка, как и первая, с откидной крышкой для многократного открывания. Коробка рассчитана на 250 г конфет. К ней предусмотрено дополнение — чехол из прозрачной рукавной пленки (такой чехол можно встретить почти на любой коробке конфет). Одна маленькая деталь: на пленке печатается дополнительная праздничная атрибутика. Существуют, например, коробки, специально оформленные для подарка на Новый год и 8 Марта.
• Цветовая гамма. Все виды упаковки выполнены в сдержанной, мягкой цветовой гамме. В оформлении преобладает историческая тематика, что должно еще более усилить впечатление о солидности торговой марки и создать ощущение того, что продукт выпускается много лет. Каждому сорту конфет соответствует свой цвет, который воспроизводится на всех видах упаковки вне зависимости от формы коробки. В отделке используются самые разные современные технологии: тиснение полиграфической фольгой, конгревное тиснение, лакирование и т. п.
• Обертка для конфет. Несмотря на то что продукция уже упакована в коробку, каждая конфета имеет индивидуальную обертку, причем если для подарочной упаковки эта обертка выполнена из запечатанной алюминиевой фольги, то для прочих вариантов она изготовлена из металлизированной пленки. Использование индивидуальной обертки для каждой конфеты — еще один атрибут престижного продукта. Как правило, в «Ассорти» упаковка отдельных конфет отсутствует.
Получив исчерпывающие ответы на все свои вопросы, мы пришли к выводу, что налицо грамотная и профессиональная работа по созданию нового, полностью российского брэнда. Результаты не заставили себя долго ждать. Упаковка конфет в магазине привлекает внимание, конфеты активно приобретаются, несмотря на достаточно высокую цену. Это говорит о том, что ниша рынка была выбрана очень удачно. Сейчас кондитерская фабрики ООО «Торговый дом АРС» вышла на объемы производства свыше Ют продукции в сутки и планирует установку еще одной поточной линии по изготовлению конфет, поскольку спрос на продукцию продолжает быстро расти».
«БыстровИ
«Известно, что любые идеи, не имеющие под собой серьезного обоснования, как правило, нежизнеспособны. Поэтому предшествовать всему должна кропотливая работа по изучению ситуации на рынке: определение объема, тенденций его изменения, конкурентного окружения, сегментации потребителей и т. д. Цель этих мероприятий — формирование общей стратегии продвижения продукта на рынок и его позиционирования.
Жизнь торговой марки начинается с названия. Именно оно задает основные ориентиры для развертывания процесса брэнд-билдинга. В свою очередь название — лишь первый шаг в создании торговой марки. Чтобы продукт претендовал на звание марочного, он должен обрести brand identity, то есть ряд специфических атрибутов, которые придают марке индивидуальность и позволяют выделиться на фоне других товаров. К числу ключевых атрибутов относятся:
Название марки (brand паше) — текстовая часть торговой марки, которую можно произнести.
Товарная марка (brand) — средство идентификации продукта, которое может быть выполнено в виде слова, буквы, числа, знака, рисунка графической композиции или комбинации этих элементов.
Торговый персонаж (trade character) — рисованный предмет, существо, а иногда и конкретный человек, идентифицирующий или персонифицирующий продукт.
История «Быстрова»
В мае 1999 года рекламное агентство Mildberry, специализирующееся на разработке брэндов и дизайне упаковки, получило заказ на создание новой торговой марки продуктов моментального приготовления, не требующих варки. Заказчиком являлась группа «Си-Про», отечественная компания, уже несколько лет специализирующаяся на производстве продуктов быстрого приготовления. Первым товаром, выпуск которого должен был начаться под новой маркой, были овсяные каши с кусочками фруктов. В этом секторе рынка группа «Си-Про» уже имела определенный опыт.
Предварительный анализ рынка показал, что до кризиса развитие шло быстрыми темпами. Затем, как и по большинству товарных категорий, в сегменте продуктов быстрого приготовления наметился спад производства, сменившийся по прошествии полугода некоторой тенденцией к росту. Рынок начал формироваться начиная с середины 90-х годов, и в момент реализации проекта на нем присутствовали пять основных марок Bishop’s, Quaker, Nordic, Invite, Shop Rite. Лидером по представленности в торговой сети и по продажам являлась марка Bishop’s.
На основании предварительного анализа рынка были сделаны следующие ключевые выводы:
- на рынке не было ни одной российской марки (хотя продукция под маркой Bishop’s производилась в России, она воспринималась как иностранная марка);
- продукты, представленные в этой категории, делились на два сегмента: «высокий» ценовой сегмент (марки Quaker и Nordic) и более низкий ценовой сегмент (марки Bishop’s, Invite, Shop Rite). Подсчеты в дистрибьюторской сети показали, что объемы продаж марок из «высокого» ценового сегмента после кризиса снизились особенно резко;
- для большинства потребителей данный тип продукта был неизвестен. При этом, получив информацию о преимуществах продукта, потребители, как правило, высказывали большую заинтересованность в его покупке.
На основании этой маркетинговой информации были уточнены задачи, связанные с созданием торговой марки. Она должна была отвечать следующим требованиям:
• восприниматься однозначно как российская;
• быть легко узнаваемой и запоминающейся;
• вызывать прямые ассоциации с продуктами моментального приготовления;
• подходить и для других типов продуктов быстрого приготовления (то есть иметь потенциал так называемого «зонтичного» брэнда);
• вкупе с упаковкой привлекать внимание тех потребителей, которые прежде не были осведомлены о продуктах данного типа.
Из полутора сотен названий были выбраны семь, которые прошли предварительную проверку на юридическую чистоту и могли рассматриваться как отвечающие данным требованиям. Для каждого из отобранных названий был разработан свой концепт-дизайн. Для тестирования названий и концепт-дизайнов было проведено специальное исследование (холл-тест) среди потребителей. Его результаты позволили определить лидера потребительских предпочтений — название «Быстров». Это название очень хорошо ассоциировалось не только с овсяными кашами, но и с другими продуктами быстрого приготовления. Оно позволяло придать торговой марке «лицо» за счет использования торгового персонажа, что должно было повысить ее узнаваемость и привлекательность в глазах потребителей.
Помимо всего прочего марка с таким названием однозначно воспринималась потребителями как отечественная.
В ходе исследования были также заданы вопросы о привычках потребления и покупательских предпочтениях. Результаты оказались особенно ценными и в дальнейшем были использованы при разработке торговой марки и упаковки. В частности, выяснилось следующее:
• все существующие на данный момент упаковки оказались для потребителя недостаточно информативными. Например, информация о моментальности приготовления (главное достоинство продукта), хотя и была представлена на всех упаковках, не бросалась в глаза. Для продукта, плохо знакомого потребителям, это являлось существенным недостатком;
• многие участники исследования из соображений экономии предпочитали покупать овсяные каши моментального приготовления отдельными пакетиками (обычно они продаются в коробках — шоубок - сах — по 10 индивидуальных пакетиков). В первую очередь это было характерно для оптово-розничных рынков;
• марка Bishop’s, несмотря на широкую представленность в торговой сети, плохо идентифицировалась потребителями, что снижало ее потенциал. Многие потребители, регулярно покупающие товар этой марки, не могли вспомнить ее название;
• в значительной мере выбор покупателя определяло то, насколько аппетитно на упаковке были изображены готовый продукт и фрукты, входящие в его состав.
В исследовании также было уделено внимание упаковке отдельных пакетиков. Дело в том, что большинство производителей каш моментального приготовления использовали коричневую бумагу для упаковки позиционных пакетиков. Оказалось, что подавляющее большинство потребителей предпочли бы белый цвет бумаги, поскольку коричневая вызывала у них ассоциации с оберточной бумагой низкого качества.
Результаты исследования позволили четко скорректировать задачи и определить пути их решения на этапе доработки упаковки.
Для того чтобы сделать торговую марку более заметной, ее выполнили в виде зрительно привлекающего внимание баннера с крупным портретом узнаваемого торгового персонажа (повара Быстрова).
Быструю идентификацию продукта потребителями обеспечивали крупная надпись «Моментальная овсяная каша» и дополнительная инструкция на лицевой стороне упаковке «Не нужно варить! Просто залить кипятком или горячим молоком».
Для привлечения дополнительного внимания к упаковке были использованы высококачественные изображения фруктов, входящих в состав продукта, и самого продукта в готовом виде.
Индивидуальные пакетики были сделаны из белой вощеной бумаги. Для того чтобы их можно было при необходимости продавать в розницу (без шоубоксов), на них были размещены все атрибуты торговой марки, штрихкод, а также полная информация для потребителей, включая информацию о составе, способе приготовления, производителе и сроке хранения.
Итак, первые два этапа процесса построения торговой марки успешно завершены. Заказчик принял работу агентства. Завертелись шестеренки типографских машин. Казалось бы, можно взять тайм-аут и заняться другими проектами. Но именно сейчас необходимо приступать к выполнению очередного этапа. Наступила пора продвижения новой
Российской марки на рынок. И прежде чем упаковки попадут на прилавок, задача агентства — проинформировать о них потребителя, подготовить план выставок, программу презентаций и дегустаций, обсудить и утвердить концепцию рекламных мероприятий. Ведь Brand building — вечное движение. Движение к потребителю.
Форма упаковки также способна придать товару особую привлекательность. Упаковка конфет «День Святого Валентина» в форме сердечка напоминает покупателю о соответствующем событии. Иногда используется специальная подарочная упаковка. В случае успеха она повышает стоимость товара и создает проблему возможной нераспро - дажи. Непроданные изделия придется как-то изменять, предлагать со скидкой или оставлять на хранение до следующего праздника.
У пакованные вместе несколько изделий создают удобство и возможность предложить скидку. Кроме того, экономится упаковочный материал.
Возможность последующего использования упаковки для других целей повышает ее привлекательность. Некоторые банки и бутылки становятся даже предметом коллекционирования. Такие упаковки — просто подарок покупателю за истраченные на покупку деньги».
Раскрой стандартных складных коробок некоторых видов каталога ЕСМА
А — прямоугольные коробки с продольным клеевым швом
Порядок обозначения размеров: АхВхН
А — сторона основания коробки, параллельная оси открытия верхнего клапана В — вторая сторона основания (глубина) Н — высота
Основные виды складных коробок группы А каталога ЕСМА А111 А112
Складные коробки с Складные коробки
Расположенными со смещенными
Напротив закрываемыми верхней закрываемыми и нижней панелями верхней и
Нижней панелями
г~ |
|||
1 |
---------------------- |
||
А410 Складные коробки с закрываемой верхней крышкой и с самозапи - рающимся дном
А510 Складные коробки с закрываемой верхней крышкой и автоматически складывающимся дном
В — коробки
Порядок обозначения размеров: АхВхН
А — длина, больший размер основания
В — ширина, меньший размер основания Н — высота
Основные виды складных коробок группы В каталога ЕСМА В 110 В 220
Коробки несклеенные, Коробки склеенные,
С разрезанными углами пыленепроницаемые,
С диагональными углами
В 321
Коробки склеенные, с конической внешней частью
В 610
Коробки с полыми стенками, скрепленными в нижней части
С — поясные коробки
Порядок обозначения размеров:
АхВхН
А — сторона основания коробки, параллельная оси открытия верхнего клапана
В — вторая сторона основания (глубина)
Н — высота
Основные виды складных коробок группы С каталога ЕСМА
С 10
Поясные коробки с верхней и нижней панелями на шарнирах, из двух
Частей
Г |
1 |
|||
1 |
• • |
|||
Поясные коробки этой группы, состоящие из нескольких частей, постепенно вытесняются складными коробками из одной заготовки. Это позволяет устранить дорогостоящие процессы сшивания скобами и склеивания. Поясные коробки уже мало отвечают духу нашего времени и применяются все реже.
Э — складные коробки из одной заготовки, собираемые
Без клеевых соединений
Порядок обозначения размеров: АхВхН
А — длина, больший размер основания
В — ширина, меньший размер основания
Н — высота
Основные виды складных коробок группы D каталога ЕСМА
DUO D130
Коробки без крышки, с одинарной длинной и двойной короткой боковыми стенками и запорными клапанами
Коробки без крышки, с одинарной длинной и двойной короткой боковыми стенками и шлицевыми затворами
Э 221 Коробки с закрывающейся крышкой для автоматической машинной сборки
Коробки с закрывающейся крышкой, двойными короткими боковыми стенками и шлицевыми затворами
|
|
|
|
|
|
Е — складные коробки из одной заготовки для автоматической
Машинной фасовки
Основные виды складных коробок группы Е каталога ЕСМА Е 220 (А 220) Е 530
Со шлицевым замком Коробки типа
И равновеликими клапанами «ЕПрЧор» со скошенной
На всю ширину коробки крышкой для упаковки сигарет
Е 410 Коробка без крышки
Е 411
Коробка с крышкой и запорным язычком
Основные виды складных коробок группы Р каталога ЕСМЛ
Г 121
С четырехточечным склеиванием, с крышкой и запорным язычком
Р 122
С шеститочечным склеиванием с фасонным нанесением клея
А—^------------------------------------ :--------------------------- |
||
У |
> |
|
/ |
||
/ |
Ч / |
|
¥212 ¥216 Коробки типа валика, Шестиугольные коробки
Подушки с крышкой и дном с запорны
Ми язычками
Б 431
Коробки с треугольным основанием и закрывающейся на замок крышкой
Р 440
Коробка с трапецеидальным основанием без крышки и шлицевыми затворами боковых стенок