КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Субтрактивный синтез цвета
В отличие от аддитивного, субтрактивный синтез основан не на сложении, а на вычитании излучений. В этом случае часть излучения белого цвета, образованного красным, зеленым и синим световыми пучками, попадает в глаз, преобразуясь окрашенной поверхностью объекта. Иными словами, слой вещества, дающий окраску, вычитает определенную долю красного, зеленого или синего излучения, направленного на объект, то есть поглощает. Таким образом, окраска объекта преобразует энергию упавшего на него излучения. Это приводит к тому, что, отражаясь от поверхности объекта или проходя через него (для прозрачных тел), одни лучи поглощаются полностью или ослабевают сильнее, чем другие. В этом случае на сетчатку глаза цвета основных излучений попадут в различных количествах, что вызовет ощущение того или иного цвета.
Для субтрактивного синтеза характерно то, что результат определяется не столько тем, какие лучи отражает (пропускает) красочный слой (или слои), а тем, какие лучи он поглощает. Субтрактивный синтез можно еще определить как смешение окрашенных сред. Цвета таких сред являются дополнительными к основным цветам аддитивного синтеза. Такими средами могут служить триадные краски: желтая (Ж), пурпурная (П) и голубая (Г) или прозрачные красители того же цвета.
Рассмотрим общие закономерности субтрактивного синтеза на примере идеальных светопоглощающих красочных слоев. Это такие среды, которые имеют поглощение строго в одной зоне спектра (рис. 5.23, вкладка) и не обладают светорассеянием.
На рис.5.24 (вкладка) показано образование различных цветов субтрактивного синтеза в проходящем свете. При прохождении белого света, содержащего в равных количествах излучения всех трех зон спектра, через желтую окрашенную среду поглощаются синие лучи. На пурпурный окрашенный слой попадут лучи только двух зон спектра — зеленой и красной. В этом случае будут поглощены зеленые лучи. Таким образом, через обе окрашенные среды пройдет лишь красное излучение. В результате цвет будет красным (рис. 5.24, а). На рис. 5.24, б показано получение зеленого цвета при прохождении белого излучения через желтый и голубой слои и синего (рис. 5.24, в) через пурпурный и голубой. При прохождении белого света через все три окрашенные среды происходит поглощение всех его составляющих. В результате цвет становится черным (рис. 5.24, г).
Управляя толщиной красочных слоев, можно менять поглощение в той или иной зоне спектра. При совмещении таких слоев можно получать различные цвета — оранжевые, желто-зеленые, зелено-голубые и т. д.
На рис. 5.25 (вкладка) показаны примеры субтрактивного синтеза идеальными красками в отраженном свете. Например, в случае наложения на бумагу двух красок — желтой и голубой — цвет будет восприниматься так же, как и в проходящем свете, — зеленым. Однако в данном случае излучение будет дважды проходить через красочные слои, наложенные на бумагу. Это привносит некоторые особенности, но не меняет сущности самого субтрактивного синтеза.
Когда все три краски наложены друг на друга, все три составляющие белого излучения К, 3 и С поглощаются при попадании на красочные слои. Цвет будет черным.
Используя при субтрактивном синтезе идеальные краски, можно получить широкую гамму цветов как в проходящем, так и в отраженном свете.
При использовании не идеальных, а реальных красок (красителей) (рис.5.26, вкладка) число синтезируемых цветов заметно уменьшается. Это связано с тем, что реальные краски имеют поглощение не в одной, а в двух или трех зонах спектра. Это приводит к искажению цветового тона. Так, желтая краска при наличии вредного поглощения в зеленой зоне спектра начинает приближаться к оранжевой. Кроме того, реальные краски не являются прозрачными, а обладают определенной степенью светорассеяния. Это заметно сказывается на насыщенности синтезируемых цветов. Она уменьшается и, как следствие, уменьшается число цветов, воспроизводимых такими красками. Все это приходится учитывать при воспроизведении цветных оригиналов.