КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Этапы исторического развития упаковки в России с использованием различных способов передачи информации
Несмотря на то, что цвет является главным средством идентификации и эмоционального воздействия, первым способом, использумым упаковкой (этикеткой), был шрифт (форма). Если вспомнить исторический контекст времени, то это будет понятно. Человек привык больше доверять вербальной информации: «слову». Поэтому, чтобы привлечь покупателя, нужно было послать ему исчерпывающее письменное сообщение. Нужно учитывать тот момент, что между покупателем и товаром был посредник в лице продавца, который мог зачитать аннотацию, да и сам знакомился с продуктом благодаря пояснительной надписи. Знакомый товар в рекламе не нуждался, достаточно было знать производителя, для экзотических товаров необходимо было пояснение, вплоть до рецептов использования.
Итак, в становлении вторичного языка искусства полиграфической упаковки первым этапом был шрифтовой ярлык на упаковке лекарства, мануфактурных тканях и т. д., то есть использовался линейный способ передачи информации, чаще всего не имеющий эмоциональной окраски. О метафоричности, образности речи не шло. Это была черно-белая информационная надпись, не несущая дополнительной рекламной функции. Использовались готовые шрифты, иногда виньетки и т. д. Даже по сравнению с вывеской, цветной и изобразительной, или титулом,
Которые к XVIII веку имели свой язык и набор символов, восходящих к давним временам, ярлык был скорее сопроводительным письмом, обращенным не столько к покупателю, сколько к продавцу. Использовались готовые типографские шрифты, оживлялось это сообщение готовыми виньетками, типографскими линеечками. Но начинает складываться иерархия надписей и их местоположения. Название пишется крупнее и более жирно, выделяется таким же способом имя изготовителя, среди украшений находится место для клейма изготовителя — это первые графические изображения, затем появляются виды предприя- тий-изготовителей, местности, где они располагаются, то есть расширяется визуальный ряд. Можно говорить о складывании структуры надписей и изображений на поверхности упаковки, об обязательном минимуме информации, который должен был присутствовать. Появление клейма изготовителя, которое позднее становится торговой маркой, гарантировало определенное качество продукта. Визуальный ряд помогал привлечению внимания и помимо продавца — с одной стороны, а с другой — делал упаковку желанной гостьей в доме. Она уже могла не только сохранять товар, но и быть предметом интерьера, желанным подарком, так как упаковка из плотного картона или жестяная могли использоваться длительное время, то есть получали дополнительную функцию в быту. Чтобы усилить рекламную функцию и ее воздействие, длительное время необходимо было на первый план выдвигать не наименование предмета, а имя производителя. Именно знакомое имя гарантировало качество. Качество, кроме того, гарантировалось такими дополнительными и уже чисто рекламными способами, как присутствие надписи типа «Поставщик двора его императорского величества».
Вторым этапом в развитии упаковки можно считать период конца XIX — начала XX века ( время господства философии стиля «модерн»), когда был сделан активный переход к использованию изображений (литографский способ). Можно обозначить этот период как эстетизирующий. Объясним, в чем его особенность. Упаковка служит для украшения. Она яркая, нарядная, изображения в основном представляют стилизованные цветы, женские лица, детей, активно используются орнаментальные вставки, шрифт также выступает скорее как орнаментальная часть композиции. Упаковка — это нарядная декорация. Понять, какой продукт в ней содержится исходя из изобразительного ряда невозможно. В принципе, если не знать названия, то чаще всего догадаться о содержимом упаковки невозможно (были исключения, но они не типичны). Таким образом, в процессе складывания языка упаковки мы видим стадию использования изображений и цвета для привлечения внимания. Рекламная функция в данном случае сводится к созданию
Настроения праздника, праздника жизни. Цвет не имеет такой дополнительной функции, как характеристика принадлежности определенному полу, характеристика продукции, мы видим цвет как способ декорирования поверхности именно для создания праздничного настроения. Этот способ оформления упаковки не потерял своего значения в оформлении парфюмерной продукции. Часто используется до сих пор при оформлении кондитерских изделий.
Третий этап является особенно специфическим для нашего государства. По времени он достаточно значительный. Это 20 — 40-е годы. Этот этап можно охарактеризовать как пропагандистский. При этом четко разделяется упаковка для внутреннего использования и упаковка для экспорта (проблема интерьера и экстерьера в рамках развития упаковки в России). Характерно использование цветов: красный, белый, черный — основные цвета. Используются рубленый шрифт и достаточно ограниченный набор изображений. Упаковка, выполняя функции пропаганды не товара, а нового образа жизни, выполняет не свойственные ей функции, прежде всего помогает формировать новый стиль жизни, новую материально-пространственную среду человеческого жилья. Набор изобразительных символов изменяется, но упаковка не становится пока еще способом рекламирования товара. Поэтому любую упаковку, изменяя название, можно использовать практически для любого товара. Но тем не менее упаковка этого времени, входя стилистически в единое русло развития всей визуальной культуры, помогала складывать единое пространство, то, что можно назвать «фирменным стилем революции» (дом и мифологическое пространство новой власти).
50 — 80-е годы — формирование языка упаковки. С появлением новых научно-исследовательских организаций, прежде всего ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики), и повышением внимания к декоративно-прикладному искусству процесс создания упаковки приобретает новую жизнь. Упаковка получает определенную теоретическую базу, появляются учебные заведения, которые начинают готовить художников для промграфики (прежде всего Строгановское училище и Полиграфический институт в Москве). Кроме того, большую роль в формировании языка упаковки сыграли развитие фотографии и ее активное использование в создании упаковки. Фотография позволила показать продукт наиболее выигрышно, кроме того, фотография своей документальностью служит дополнительным гарантом качества продукта. Главным в рекламе упаковки становится сам продукт.
Когда, как, в случае с упаковкой, на помощь или в дополнение (замещение) вербальной информации приходят изображение, цвет и другие средства образной выразительности, то они дают такой комплекс ассоциативных представлений, причем при одном взгляде на объект, который при других обстоятельствах мог бы быть получен только как результат длительного и целенаправленного изучения.