КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Пиктографические изображения
Последнее время все более активно используются пиктографические изображения на упаковке. В данном случае пиктографическое изображение выступает и как фенестративное («окно» воздействует на эмоциональную сферу и возвращает себе функции инструктивной передачи информации на уровне изображения). Пиктографические изображения носят прежде всего инструктивный характер, то есть как необходимо действовать, чтобы получить ожидаемый результат. Как, в какой последовательности совершать операции по приготовлению продуктов питания или сборки мебели и т. д.
Можно проследить эволюцию пиктографических знаков на упаковках. Вначале они появляются на транспортной таре и служат информационными символами, необходимыми при погрузочно-разгрузочных работах и складировании. Это такие знаки, как изображение рюмки — в таре содержится хрупкий предмет, изображение зонтика
— товар нужно беречь от попадания воды, несколько горизонтальных черт говорят о том, что нельзя превышать данное количество коробок, которые ставят одну над другой при складировании, и т. д. Эта информация являлась международной, была понятна везде. Но рассчитана она была прежде всего на специалистов.
Следующим этапом можно считать появление рисунков-пояснений, которые представляли собой иллюстрации к инструкциям и находились
Не на самой упаковке, а на листках приложения (в инструкциях). Прямым наследником этих листков можно считать следующие инструктивные изображения на упаковках.
1. В виде инструкции по употреблению данного продукта, причем инструкция включает большой объем информации, например для продуктов питания — количество продукта для приготовления определенной порции, время, которое на это нужно потратить, какие нагревательные приборы для этого необходимы, какие могут использоваться добавки для придания блюду наиболее приятного вкуса.
2. К разряду пиктографических изображений в данном случае предлагаем отнести и такую дополнительную информацию, служащую для удобства пользователя, как наличие мерных линеек. С их помощью покупатель может, например, отсыпать необходимое ему количество крупы для приготовления одной порции блюда.
3. В виде мнемонических знаков (иконок) используют, допустим, изображения флагов различных государств на продукции, распространяемой фирмой-изготовителем по всему миру с тем, чтобы потребитель сразу мог найти содержащуюся вербальную информацию на языке своей страны.
4. Подобные изображения (пиктографические) используются для передачи дополнительной информации, также рассчитанной на человека, не знающего языка, который используется в данной упаковке, чтобы он мог быстрее понять, какие дополнительные преимущества у данного продукта, не прибегая к помощи переводчика, например на упаковке зубной пасты «Колгейт» с травами показаны содержащиеся в составе пасты травы.
5. Изображение следствия применения препарата, например сияющего зуба как результата применения пасты «Колгейт».
6. Характерно использование значков в виде дополнительной информации для потребителя о том, что продукт является экологически чистым или что упаковка не загрязняет окружающую среду.
7. В последнее время появляются решения, связанные с реализацией с помощью пиктограмм возможности передать и состав конкретного продукта, в основном продуктов питания.
8. Существуют объединенные формы. В одном блоке могут присутствовать паралелльно пиктограмма и соответствующая ей пояснительная надпись.
Актуальность появления пиктографических изображений связана прежде всего с расширением рынков сбыта продукции. Фирма-изготовитель стремится к планетарному охвату потребителя. Вербальным способом достаточно сложно донести необходимую информацию до всех потенциальных потребителей, поэтому возникает задача другими, наиболее экономными средствами решить коммуникационные задачи.
Рассматривая закономерности эволюции «языка», особенно «языка искусства», Лотман говорит о тенденции «...к формализации содержательных элементов, к их застыванию, превращению в штампы, полному переходу из сферы содержания в условную область кода» [50, с. 29]. Вспомним обертку для хозяйственного мыла, где изображены три области применения данного мыла: 1) для мытья головы,
2) для стирки белья и 3) для купания детей. Это те же инструктивные изображения, но для передачи их использовался чисто изобразительный способ передачи информации. Теперь мы можем сравнить это изобразительное решение с пиктографическими современными. От процесса мытья рук осталось только изображение рук с куском мыла в них, таким образом произошла замена чистого изображения его смысловым эквивалентом. При этом были отобраны наиболее существенные для данного случая части целого.