КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Цвет
Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет прежде всего привлекает внимание. Цвет, являясь одним из первых способов в познании мира и самого себя человеком, имеет наиболее глубокие корни в психике человека. «... В примитивных обществах три цвета — белый, красный и черный — являются не просто различиями в зрительном восприятии разных частей спектра; это сокращенные или концентрированные обозначения больших областей психофизиологического опыта, затрагивающих как разум, так и все органы чувств, и связанных с первичными групповыми отношениями. Лишь в результате последующей абстракции из этих конфигураций возникают другие виды используемой человеком социальной классификации» [93].
Причем именно эти цвета связаны с наиболее сильными психофизиологическими переживаниями человека. Первыми и главными цветами являлись белый и черный. Белый — цвет чистоты, дневного света, материнского молока и т. д. Таким образом, белый цвет — это всегда положительные эмоции. Черный цвет — цвет ночи, цвет земли, цвет нечистот. Отношение к этому цвету двояко, но преобладает чувство настороженности. Красный цвет наиболее сложный. Это цвет крови, солнца, вызывает ассоциации как с жизнью, так и со смертью. Красный цвет — цвет жизненной энергии, цвет власти. Различные оттенки красного цвета рождают различные ассоциации. Красный цвет поднимает кровяное давление.
Несмотря на общие корни появления цветовых архетипов, разные народы по-разному воспринимают оттенки других основных цветов. Например, родовое понятие «голубой», как цвет неба, носит в силу различия географического обитания, различный оттенок при изображении и восприятии у разных народов. Ведь и цвет родного неба у них различен.
Оранжевый цвет усиливает выделение желудочного сока. Желтый цвет наиболее различим. Необходимо учитывать, что каждый цвет имеет бесконечное количество оттенков, а каждый оттенок — это нюанс в восприятии. Но в целом теплые цвета считаются более съедобными и активнее используются в оформлении упаковок продуктов питания, если это незамороженные продукты.
Помимо цветовых предпочтений, обусловленных культурной традицией и географической средой, существуют предпочтения возрастные. Так, дети и молодежь, то есть наиболее эмоциональная и энергичная часть социума, любят чистые и яркие цвета, особенно красный, правда, нужно учитывать влияние моды.
«Межкультурные исследования показывают сходство и различия в восприятии пространства, формы, цвета, движения людьми, принадлежащими к различным культурам. Очень перспективно в этой связи изучение зрительных иллюзий, обнаруживающее влияние на восприятие прошлого перцептивного опыта, обусловленного культурой...
Влияние культурных норм на индивидуальное восприятие подтверждается солидным эмпирическим и экспериментальным материалом. Есть данные и о связи восприятия окружающего мира с экологическими факторами. На этой основе возникло заключение, что люди разных культур по-разному видят основные цвета спектра. В то же время многообразный психологический материал демонстрирует фундаментальную роль характеристик цвета в формировании эмоционального отношения к миру. Цвет в этой роли преобладает над другими характеристиками объекта восприятия — формой, величиной, движением» [101].
Необходимо подчеркнуть, что для адекватного восприятия и прочтения визуальных текстов необходимо было время, чтобы сложились традиции в оформлении той или иной продукции, так как только подготовленный потребитель, усвоивший язык визуальных построений текста, может правильно его воспринимать. Художник-дизайнер и в этом случае обязан учитывать культурный уровень того сегмента рынка, на который рассчитан данный товар, географический, национальный, возрастной и т. д. Например, сложилось правило, что косметика для мужчин использует в упаковке черные, серые цвета как основные, могут употребляться и другие, но также с приставкой «темно» (например, тем - но-синий )или в сочетании с преобладающим черным.
Знаковое значение цвета (опознавательное) используется очень активно. Помимо фирменных цветов существуют такие различительные цвета, как розовый — для младенцев-девочек, голубой — для младен - цев-мальчиков. О косметике мы уже говорили. Приводим таблицу наиболее употребительных цветов в упаковке, составленную Е. Чукановой [93]. Цвет — самый активный эмоциональный фактор, который воздействует на физиологическом уровне.
Цветовые предпочтения связаны с традициями культуры. Например, в нашей стране траурным цветом считается черный, а во многих странах востока — белый.
Существует еще такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке. Широко известным является эксперимент, проведенный американскими специалистами по рекламе. Домохозяйкам раздали пачки стирального порошка различного цвета. Первым — в пачках голубого цвета. Вторым
— желтого. Третьим — в пачках сине-голубого цвета. Порошок был идентичным. В результате первые жаловались на то, что порошок слабый, плохо отстирывающий. У вторых порошок оказался слишком едким, в результате его использования на белье появлялись дырки, а третьи были очень довольны. Таким образом, цветовое ощущение было перенесено на качество порошка.
Это явление используется при создании упаковок. Белый цвет, цвет чистоты, — основной в упаковках лекарств. Продукты питания часто закладывают в упаковки желто-коричневой гаммы как наиболее съедобной. Оранжевый цвет наиболее приятен для пищеварения. Результатом эксперимента с пачками стирального порошка было создание упаковки для «Тайда». Эта упаковка содержит в себе как желтый, так и синий цвет. Обратите внимание, что по этому же принципу создана упаковка «Доси».
О О |
Глава 4 |
Таблица цветовых ассоциаций
Цвет |
Объем |
Вес |
Расстояние |
Температура |
Движение |
Психологиче Ское Воздействие |
Вкус |
Использование в упаковке |
Красный |
Увеличи вакхций в ширину |
Тяжелый |
Очень близкий |
Горячий |
Активный Динамичный |
Тревожный, Страстный, Возбуждает, Повышает Давление |
Острый, Сладкий |
Популярен Кондитерский, Пищевой |
Желтый |
Абстрактно Увеличивающий |
Легкий |
Приближающийся |
Теплый |
Активный Излучающий |
Живой, Веселый, Возбуждает |
Сладкий, Кислый |
Популярен Пищевой |
Зеленый |
Нейтральный |
Неопределенный |
Нейтральный |
Нейтральный Холодный |
Отступающий статичный, но живой |
Нежный, Спокойный, Умиротворяет |
Умеренный Кислый, Соленый, Свежий |
Пищевой, Медицина |
Синий |
Уменьшающий в ширину, дслакхций стройнее |
Тяжелый |
Отступаюдий Далекий |
Холодный, Очень Холодный |
Застывший |
Строгий, Таинственный, Успокаивает |
Нейтральный, Терпкий, Холодный |
Пищевой, Химия, Шрфюмерия |
Белый |
Увеличивающий |
Легкий |
Близкий |
Холодный Разный |
Успокаи вакхций |
Стерильность, Чистота, Благородство, Прохлада |
Легкий, Соленый, Нейтральный |
Постоянный компонент в упаковках, медицина |
Черный |
Уменьшающий |
Тяжелый |
Далекий |
Холодный Разный |
Неподвижный, Застывший |
Грустный, Равнодушный, Печаль, Угнетает |
Не йтральный, горький |
Парфюмерия, галантерея, часто символ высокого качества |
Упаковка «Тайда» является классической и в том смысле, что форма цветовых пятен в виде концентрических колец, на периферии разомкнутых, создает дополнительное ощущуние мягкости на интенсивном едком желто-оранжевом фоне. Таким образом явление переноса распространяется не только на цвет, но и на форму. Так, острые углы (шипы) предупреждают об опасности. Их лучше не использовать при создании упаковок для пищевых продуктов. Наиболее привлекающей внимание является надпись на желтом фоне в рамке с рваными, острыми краями. Такую форму в сочетании с цветом используют для привлечения внимания на упаковках различных товаров с надписью «новый». Во-первых, это наиболее выразительная надпись сама по себе, а во-вторых, она стала традиционной и воспринимается как опознавательный знак, который расшифровывается во всем мире, причем читать его необязательно.
Цвет помимо эмоционального воздействия даже на уровне физиологии имеет способность к использованию его в качестве опознавательного. Упаковки для лекарств одной серии, имеющие единую композицию, различаются по цвету, так как имеют различные вкусовые добавки. Например, ленеднцы от кашля со вкусом лимона — желтого цвета, апельсина — оранжевого, эвкалипта — зеленого.