КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Форма
Наибольшая опознавательная (различительная) способность — у формы, у сочетания ее с цветом — практически абсолютная различительная способность. Форма — более эффективное средство коммуникации, чем цвет. Но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы. Форма дает широкое разнообразие ясно различимых моделей, как, например, человеческие лица, листья деревьев, отпечатки пальцев. В письменности используется форма, а не цвет, так как она образует знаки, которые легко и надежно опознаются, несмотря на их незначительный размер. Кроме того, форма может использоваться внутри серии продуктов для их наиболее быстрой идентификации.
Линия, имеющая своей основой движения человеческой руки (моторика), является не менее говорящей на подсознательном уровне, так, линии диагональная, рисованная снизу вверх, и горизонтальная, рисованная слева направо (для правши) и завершающаяся стрелкой, дают нам ощущение энергичного движения, как и волнообразная линия, рисованная так же, например в рекламах фирм «Кока-кола» или «Рибок». Такие же подсознательные ощущения вызывают у нас шрифт и орнамент (но орнамент заключает в себе еще более сложную эмоциональносодержательную основу, которую цвет может значительно усиливать). Через сенсорно-моторный опыт рисования, через создание дифференцированного движения, воспроизводящего желаемую линию, человек пришел к изображению в своей памяти линии реального объекта, к возможности сознательного воспроизведения его линейного облика. Следует обратить внимание на схематичность, условность этой линии по сравнению с линией живого объекта.
Идентификационные возможности формы успешно используются при создании упаковки. Существует такое понятие, как объемный товарный знак. Его различительные способности в едином комплексе с цветовым решением (иногда связанным с фирменными цветами) являются уникальными. Как пример можно привести упаковки для конфет «Держава», «Коркунов», серии приправ в бутылочках в виде стебля бамбука и т. д. Форма упаковки может обеспечить узнавание серии продуктов. Она также несет различительную функцию внутри продуктов одной серии, например внутри косметической серии различная форма тюбиков или флаконов поможет потребителю сориентироваться, что перед ним — крем для тела или для кожи вокруг глаз, дезодорант или крем для рук, молочко или гель. Потребитель не должен каждый раз читать наименование. Нужный тюбик узнается по специфической форме. В условиях фабрики-изготовителя форма будет служить для удобства комплектования данных средств, допустим, в подарочный комплект.
Форма может служить для идентификации нужного препарата на ощупь, например для людей со слабым зрением или в ситуации, когда нужно найти что-то на ощупь (в ванной комнате при мытье головы и т. д.). Большинство фирм, изготавливающих шампуни, стараются придать их вместилищу особую форму, и открывать их можно так же — на ощупь.
Кроме того, форма используется при создании подарочных упаковок, предназначенных к реализации во время различных праздников. Можно назвать различные упаковки к новогодним праздникам — в виде сундучков, домиков, нарядных коробочек, к Дню Святого Валентина — в виде сердца, к Пасхе — в виде яйца (рис. 4.25, вкладка). Служба маркетинга фирмы «Коркунов» использовала форму для предполагаемого использования конфет в различных ситуациях потребления (см. приложение 2), также поступили при проектировании серии мороженого торговой марки «Морж»[39]. Таким же образом используются возможности, которые существуют при использовании специфической высечки ярлыка или этикетки. Именно выкройка может определять серийность продукта, служить для удобства комплектования и т. д.
К форме предъявляется ряд требований.
1. Прежде всего должно удобно держать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т. д., то есть рука человека выступает как основная точка отсчета.
2. Вес рассчитывается таким образом, чтобы среднестатистический человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий.
3. Форма должна быть такой, чтобы при выкладке товара на полку в магазине она легко узнавалась и ее можно было бы легко взять. Придумываются специальные мини-прилавки для продажи штучных товаров. Форма определяет и композиционное решение упаковки.