КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ УПАКОВКИ. Визуальная коммуникация
Способ общения: сначала жест — рисунок — речь.
Первые визуальные, графические сообщения — в виде пиктограммы.
Коммуникация — это и предметная среда, окружающая и связывающая людей, помогающая им взаимодействовать, сотрудничать и общаться.
Коммуникативные связи:
1) визуальные — зрение;
2) аудиальные — слух;
3) кинестетические — осязание.
Нас при создании упаковки интересуют визуальные и кинестетические коммуникативные связи. Они первичны по своему происхождению.
Схема, по которой развивалась цепочка передачи визуальной информации: ИЗОБРАЖЕНИЕ - СИМВОЛ - ОРНАМЕНТ - ПИКТОГРАММА-БУКВА.
Зарождение письма — 12-7 тыс. лет до нашей эры.
Иероглифы — 4 тыс. лет до нашей эры.
Временные товарные знаки (клейма, тавро, знаки-печати) — 500— 400 лет до нашей эры.
Клеймо — знак качества ремесленика — ХП-Х1У века нашей эры.
Первая книга со знаком издателя — 1457 год.
Требование клеймения товаров — для России Петр I.
Первая фирменная этикетка по предложению М. В. Ломоносова для мануфактуры по производству сукна — 1776 год.
4.1.1. Товарные знаки
Товарные знаки — это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для того, чтобы отличать товары одних предприятий от однородных товаров других предприятий.
Изобразительные товарные знаки могут представлять собой:
1) конкретные изображения, например животных, птиц, людей, неодушевленных предметов;
2) символы (рис. 4.1, вкладка), например круг — символ солнца, треугольник — горы и т. п.;
3) абстрактные изображения, например линии, фигуры;
4) композиции орнаментального характера (рис. 4.2, вкладка);
5) шрифтовые единицы и цифры в художественной индивидуальной трансформации (рис. 4.3, вкладка) (стандартные шрифтовые единицы и цифры не охраняются в качестве товарных знаков);
6) различные композиции перечисленных элементов (рис. 4.4, вкладка).
Словесные товарные знаки представляют собой слова или сочетания букв, имеющие словесный характер.
Объемные товарные знаки представляют собой изображения в трех измерениях. Предметом объемного знака может быть или оригинальная форма изделия (например, форма мыла или шоколадная фигурка животного), или его упаковка (например, оригинальная форма бутылки, флакона, коробки).
Объемным товарным знаком признается такая форма изделия, которая не определяется исключительно его функциональным назначением и позволяет выделить изделия конкретного изготовителя из ряда однородных товаров (рис. 4.5, вкладка).
Наиболее часто встречающийся вид объемных товарных знаков — упаковка. Она должна соответствовать характеру продукта, стилю предприятия-изготовителя, вкусам определенной потребительской группы. Упаковка должна выполнять и рекламные функции.
Комбинированные товарные знаки представляют собой комбинацию элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т. д. Чаще всего это словесно-изобразительные композиции.
Соединение конкретного словесного обозначения с наглядным изобразительным или объемным обозначением хорошо запоминающегося и легко произносимого слова с выразительным рисунком составляет комбинированный товарный знак. Словесная и графическая части комбинированного товарного знака должны быть взаимосвязаны композиционно и сюжетно, должны образовывать единое целое.