КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Этапы жизненного цикла продукции
Жизненный цикл продукции на рынке потребления можно условно разбить на пять основных этапов: разработка товара и упаковки, внедрение упакованной продукции на рынок потребления, рост потребления, пик потребления, спад потребления (рис. 1.3). Для каждого из этих этапов характерны свои особенности и специфические методы маркетинговых исследований [86].
Этап разработки товара обычно заканчивается составлением технического задания на конструирование упаковки. На этом этапе осуществляется комплексное исследование потребительского рынка. В объем исследований, как правило, входят:
- идентификация целевых рынков, определение целевых сегментов;
- тестирование концепции создания нового товара и новой упаковки;
Рис. 1.3. Этапы жизненного цикла продукции |
- исследования по разработке названия и особенностей упаковки нового товара;
- предварительное тестирование рекламных материалов и сообщений;
- тестирование рынков сбыта.
Этап внедрения упакованной продукции на рынок потребления характерен медленным ростом объема потребления. На этом этапе, как и на предыдущем, затраты на выпуск продукции не окупаются и производство является убыточным. Задача устранения убыточности является главной для маркетинговых исследований на этом этапе.
Маркетинговые исследования обычно направлены на:
- изучение осведомленности покупателей о новом товаре и положительного отношения к нему;
- определение реакции потребителей на особенности использования упакованного товара;
- изучение тенденций рынка и поведения товара на нем;
- тестирование направлений модификации товара и упаковки с целью улучшения их потребительских свойств;
- определение новых рекламных стратегий.
Этап роста потребления сопровождается бурным продвижением продукции на потребительский рынок. Темпы роста потребления на этом этапе максимальные. Затраты на производство продукции начинают окупаться, и в конце этапа прибыль достигает максимального значения.
Маркетинговые исследования на этом этапе направлены на:
- изучение осведомленности покупателей о товаре и положительного отношения к нему;
- изучение тенденций рынка и поведения товара на нем;
- позиционирование торговой марки;
- тестирование программ стимулирования продаж;
- изучение структуры рынка.
На этапе пика потребления объем продаж продукции достигает максимума, после чего начинается медленный спад потребления. Объем прибыли сокращается. С целью выработки дальнейшей стратегии маркетинговые исследования обеспечивают квалифицированной информацией, представляющей:
- сегментирование рынка;
- исследование образа жизни потребителей продукции;
- исследование путей репозиционирования продукции.
После этапа пика потребления следует этап спада потребления. Если производитель не принял своевременных и эффективных мер по поддержанию спроса на товар, через некоторое время объем его потребления падает до такого количества, что его производство становится невыгодным. Спад потребления уменьшается, если достигнут эффект увлечения товаром, моды на товар, фирменного стиля. На этом этапе спада потребления маркетинговые исследования обеспечивают:
- изучение ценовой эластичности;
- изучение путей сокращения стоимости продукции.
Каждый из этапов жизненного цикла продукции выдвигает свои требования к упаковке. Поэтому возможны определенные видоизменения упаковки на отдельных этапах, а также разработка новых видов упаковки.