КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Художественное конструирование тары и упаковки
Художественное конструирование — процесс конкретного решения проектной задачи. Это конструкторская часть общего дизайн-проекта.
В результате художественного конструирования достигается целостность материально-технических и социально-культурных потребительских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъявляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует методы и средства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Процесс художественного проектирования фиксируется в специальной документации. Термин «художественное конструирование» характерен только для русского языка и обозначает процесс конструкторского проектирования, а «дизайн» — деятельности в целом.
Существуют различные точки зрения на то, как художественное конструирование должно выполнять свои задачи. Одни художники-конст - рукторы считают главной задачей проектирование изделий и предметов, обладающих новыми рабочими функциями. Другие полагают, что в основе конструирования лежит принцип создания изделий в определенном стиле, распространения на все изделия промышленного производства «современной формы». Эту разновидность дизайна называют стилистикой. И наконец, существует еще одна позиция. Она понимает художественное конструирование лишь как процесс обновления внешней формы изделия, не затрагивая его существа и не меняя технологических способов его производства.
Такие взгляды на творчество художника-конструктора являются односторонними. Художественное конструирование является неотъемлемой составной частью общего процесса проектирования изделий. Его средства и методы должны обеспечивать удобство использования изделия, максимальное удовлетворение условиям высокоэффективного производства и эксплуатации, создание гармоничной целостности формы, высоких эстетических качеств.
Комплекс выполняемых в рамках дизайна тары и упаковки задач можно условно разделить на два взаимосвязанных направления: инженернофункциональное формообразование и дизайнерское формообразование (рис. 1.1). Инженерно-функциональное формообразование базируется на трех фундаментальных составляющих любого нового изделия — материале, конструкции и технологии производства. В основу дизайнерского формообразования положены теории композиции и эргономики.
Целью композиции в художественно-конструкторском проектировании является создание оптимальных форм, отвечающих функциональному назначению, конструктивно-технологическим и экономическим требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами.
Теория композиции, ее категории и свойства, а также средства, приемы и методы композиционной работы позволяют инженеру-конструк - тору и художнику-конструктору в совместной творческой деятельности решать сложные задачи по созданию органичных и целостных форм промышленного изготовления с соблюдением пропорциональности составных частей, ритмичности, соразмерности человеку и предметному окружению, пластичности и цвета.
Под эргономикой понимают область знания, комплексно изучающую трудовую деятельность человека в системе «человек-машина-среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности.
В процессе художественного конструирования тары и упаковки аспекты эргономики можно рассматривать в свете взаимодействия человека с упаковкой, а также с позиций деятельности человека при производстве проектируемой тары.
Таким образом, очевидно, что инженерно-функциональное и дизайнерское формообразование неразрывно связаны друг с другом. Эта взаимосвязь прослеживается и на более низких уровнях ключевых поня-
Кисіьакопосіхнр руиэ 'піодзді адлсі
Ч ВШОУОИЕИф НІ |
ГО |
«шхгёохэ 'ічіодрсі ‘шжі
Рис. 1.1. Классификация составляющих элементов дизайна |
1ЭР(±ШОМ |
Чхооньш -оуонхзі |
Ч: |
КиїгенифинА |
|
ЕсІЛімАсІю ДОННЭ8 -ЮНРСІЮОЙи -онмагдо |
Иоуоп У9Н ічноє доьодкі юшаїпаиє^ ©хоэив |
«вдехшэрк иуаіРєенА» |
КвноиїгеїрЛуїіонє |
|
ЕтеннавюУовєш^п |
Ииїгеєш. -гіяУнрю |
Таинехам 'гадоканих |
Ряинохмаї. |
|
Хааїї |
ЧІЗОНЖРУЯ |
ЕсІЛл^апмал. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тий рассмотренных базовых составляющих двух направлений формообразования. Инженерно-функциональное формообразование рассматривает решение объемно-пространственной структуры конструируемого изделия с позиций научных направлений кинематики, механики, стандартизации, унификации, технологичности конструкции. Ту же задачу в рамках дизайнерского формообразования решают с позиций учений о контрасте, цвете, ритме, тектонике, масштабности, пропорции, инженерной психологии и физиологии, гигиены труда.
На основе сформулированных в техническом задании требований, руководствуясь нормативами и ГОСТами, инженер-конструктор совместно с художником-конструктором должны выбрать материал тары, ее форму, рассчитать геометрические размеры, определить конструктивные особенности, цветовое решение, спроектировать графическую и текстовую информацию, размещаемую на таре.
Художественное и инженерное конструирование — взаимодополняющие части единого процесса проектирования тары и упаковки. Процесс художественного конструирования нельзя рассматривать как систему наведения косметического глянца на уже сконструированную тару и упаковку. Этот процесс должен осуществляться на всех стадиях проектирования [91]. Наибольший эффект достигается в случае совместной работы инженера-конструктора и художника-конструктора. Они должны начинать совместную работу уже на стадии разработки технического задания. В нем формулируются требования к будущей упаковке и ставятся конкретные условия, связанные с ее производством и остальными стадиями жизненного цикла.
После анализа технического задания совместная творческая деятельность инженера-конструктора и художника-конструктора позволяет рассматривать художественное конструирование упаковки как особый вид проектной деятельности, связанный с длинным путем упакованной продукции от ее изготовителя до потребителя. На этом пути упаковка участвует в целом комплексе разнообразных технологических процессов, вплоть до процессов утилизации отходов использованной упаковки. Наконец, упаковка принимает участие в создании предметной среды, окружающей человека Поэтому художественное конструирование упаковки представляет собой комплексное решение системы оптимизационных задач утилитарно-функционального, конструктивно-технологического, экономического и эстетического характера. Эти задачи взаимосвязаны и взаимообусловлены, прямо и косвенно влияют друг на друга, на форму, внешний вид, конструктивные особенности и другие параметры упаковки.
Сложность решения указанных оптимизационных задач позволяет рекомендовать последовательность основных этапов конструирования
упаковки, принятую при конструировании изделий машиностроительного комплекса [37, 86, 91]: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, изготовление и испытание опытного образца и установочной партии. Основные функции, выполняемые при совместной работе инженера и художника на предложенных этапах конструирования упаковки, показаны на рис. 1.2. Следует отметить, что объем работ при художественном проектировании упаковки, а соответственно и необходимость выполнения того или иного этапа конструирования зависят от множества факторов.
Инженер-конструктор |
Художник-конструктор
Анализ |
Техническое задание I |
Компоновка Г |
Поиск |
Выбор оптимального варианта (эскизный проект) |
Синтез |
Синтез |
Композиционные схемы (эскизы) |
I |
Г |
Конструктивные варианты (эскизы) |
Разраб |
Отка |
Композиционные варианты (рисунки, макеты) |
Разработка |
Принципиальные схемы (эскизы) |
Анализ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|