Современные БЫТОВЫЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ И МАШИНЫ
Транспортные воздухоохладители
Охлаждение воздуха в кабинах водителей автомобилей, тракторов, комбайнов значительно повышает производительность их труда. Многие зарубежные фирмы выпускают транспортные воздухоохладители. Так, фирма «Техас Инструменте» (Техас Instruments, США) выпускает термоэлектрический кондиционер для автобусов, в Японии выпускается кондиционер холодопроизводительностью 800—900 Вт для легковых автомобилей.
В СССР разработаны воздухоохладители для тракторов холодопроизводительностью 130 Вт с подачей охлаждаемого воздуха 40—
50 м3/ч. Перепад температур в кабине относительно окружающей среды по медицинским требованиям не должен превышать 10 °С. Питание воздухоохладителя производится электрическим током силой 25 А, напряжением 12 В. Для тракторов разработан воздухоохладитель холодопроизводительностью 350 Вт при потребляемой мощности 500 Вт.
Разработан прибор микроклимата для охлаждения и подогрева воздуха в салоне автомобиля «Запорожец». Так как в автомобиле «Запорожец» воздушное охлаждение, то для обогрева салона в зимнее время применен бензиновый обогреватель — устройство довольно сложное и пожароопасное. Использование термоэлектрического прибора, работающего в двух режимах (охлаждение — нагрев), позволяет значительно улучшить комфортность условий работы водителя. Для питания воздухоохладителя (рис. 2.5) на двигателе автомобиля установлен дополнительный генератор Г-250. Прибор микроклимата размерами 200X420X300 мм и массой 20 кг располагают в багажнике автомобиля. В приборе две термобатареи, каждая из которых включает 23 платы. Плата 1 состоит из рамки и помещенных в нее термоэлементов, которые
Рис. 2.5. Автомобильный воздухоохладитель:
1,5 — вентиляторы; 2 — термобатарея; 3 — контейнер; 4 — крышка; 6 — электродвигатели
Припаяны к 32 радиаторам. Все холодные и горячие спаи обращены в противоположные стороны. Для циркуляции воздуха применены два радиальных вентилятора.
Испытания прибора показали, что для снижения температуры в салоне на 8—10°С относительно окружающей среды необходима холодо- производительность 800—1000 Вт. В том числе на компенсацию солнечной радиации 180 Вт, теплопритоков 500 Вт, тепловыделений четырьмя пассажирами 220 Вт. Время выхода на режим 5—7 мин.
Следует отметить, что сделана попытка вторичного использования охлаждаемого воздуха (режим рециркуляции). Однако при длительном использовании этого режима затруднялось дыхание пассажиров, наблюдалось потовыделение, хотя температура в салоне понижалась. При полной циркуляции воздуха самочувствие пассажиров значительно улучшалось.