В МИНУТЫ ЗАТМЕНИЯ
У |
Чёные используют всякую возможность, которая позволяет более достоверно узнать строение ионосферы, раскрыть причины образования ионизированных слоев. Много интересного в изучении причин ионизации воздуха дают наблюдения во время солнечных затмений.
Затмение Солнца — одно из величественных явлений природы. В старину не знали причины солнечного затмения и считали его чем-то таинственным, загадочным. Однако наука доказала, что ничего таинственного здесь нет. Мы теперь знаем, что затмения так же естественны, как смена дня и ночи, как чередование лета и зимы.
Рис. 23. Солнечная корона во время затмения. |
Астрономы с точностью до нескольких секунд определяют срок наступления очередного затмения; они составили расписание затмений на много лет вперёд.
Затмения происходят вследствие того, что Луна закрывает от нас Солнце. В результате на Землю падает лунная тень. Это и есть затмение Солнца. Когда Луна загораживает собой весь солнечный диск, тогда затмение бывает полным; когда же она закрывает Солнце лишь частично, тогда наблюдается частное затмение. Полное затмение представляет собой гораздо больший научный интерес, нежели частное.
В момент полного затмения Луна заслоняет солнечный диск, но оставляет открытой его внешнюю, наиболее разрежённую часть раскалённой атмосферы — солнечную корону (рис, 23). Именно солнечная корона и представляет собой главный предмет изучения во время затмений. Изучается спектр наружной оболочки Солнца без помехи со стороны основной доли его излучения. К сожалению, затмения очень кратковременны. Самое долгое из них продолжается не более 8 минут. Кроме того, затмения бывают видны только на очень небольшой части Земли. Тень Луны пробегает по Земле сравнительно узкой полосой; астрономы заранее определяют, где она пройдёт, чтобы выбрать наиболее удобный пункт для наблюдений.
Неоценимую помощь в изучении затмений оказывает фотография. Она даёт возможность запечатлеть на снимках все моменты столь кратковременного явления. А потом затмение подробно и внимательно изучают по его «портретам».
Среди всех наблюдений, проводимых во время затмений, видное место занимают радионаблюдения. Замечено, что когда Луна заслоняет Солнце, происходят резкие колебания силы радиоприёма, а иногда радиосвязь даже обрывается. Раскрыть причину этого — одна из задач, которую ставят перед собой радиоспециалисты.
Затмения дают возможность изучить причины образования ионосферы, ответить на вопрос: что яв
Ляется главным ионизатором верхних слоёв воздуха — ультрафиолетовые лучи или корпускулы, излучаемые Солнцем.
Заслоняя от нас Солнце, Луна преграждает путь всему потоку солнечного излучения, направленному к Зем. ге, и лучам и частицам. Но ультрафиолетовая и корпускулярная тени возникают в разных местах. Почему же так происходит?
Видимый и ультрафиолетовый свет распространяются с одной и той же скоростью. Поэтому в момент затмения прекращается также и облучение места тени ультрафиолетовыми лучами. Частицы же, испускаемые Солнцем, движутся значительно медленнее света. Вследствие этого корпускулярная тень и тень ультрафиолетовая упадут на Землю в разное время. Следовательно при затмении в некоторой области атмосферы действует только один ионизатор, а действие другого прекращается. Понятно, что это немедленно скажется на состоянии ионосферы. Радионаблюдения показывают, что по мере того, как Луна всё более и более закрывает солнечный диск, степень ионизации становится всё меньше и меньше, достигая минимума почти в то же время, когда наступает полное затмение. А потом, когда Солнце постепенно появляется из-за лунного диска, степень ионизации становится всё больше и больше и доходит до первоначального значения почти в тот же момент, когда оканчивается затмение.
Таким образом было установлено, что ионизация значительно меняется с изменением освещённости атмосферы. Отсюда учёные сделали вывод, что основным ионизатором верхних слоёв атмосферы является ультрафиолетовое излучение Солнца.
Наиболее полно и отчётливо ход затмения отражается в изменении ионизации слоёв Е и Л. В слое же ионизация меняется несколько иначе. Значит там, кроме ультрафиолетовых лучей, повидимому, большую роль играет и другой ионизатор — корпускулы, испускаемые Солнцем.
Чтобы выяснить, как отражается на ионосфере прекращение потока корпускул, нужно, очевидно, вести наблюдения не в зоне светового затмения, а в тех местах, куда летящие с Солнца частицы не попадают, т. е. в области корпускулярной тени. Но здесь есть серьёзное препятствие.
Если о времени и месте светового затмения известно заранее, то определить, где и когда образуется корпускулярная тень, чрезвычайно трудно, так как скорость корпускул точно ещё не известна. Не совсем выявлена также и роль этих частиц в ионизации нашей атмосферы, так как их природа до конца ещё не выяснена. Большим препятствием в изучении воздействия корпускулярного потока на ионосферу является и то, что полные затмения бывают очень редко (примерно, раз в полтора года) и длятся всего лишь несколько минут.
Кроме того, в эти считанные минуты случаются ионосферно-магнитные возмущения, нарушающие нормальное строение ионосферы, что ещё более затрудняет проведение исследований. И всё же удалось выяснить, что ионизация за счёт действия частиц, излучаемых Солнцем, по крайней мере раза в два меньше, чем за счёт ультрафиолетовых лучей. Решить этот вопрос более точно — дело ближайшего будущего.
О |
Дно из интересных явлений, наблюдаемых в нижнем ярусе ионосферы,— это появление метеоров. Из мирового пространства в земную атмосферу постоянно влетают небольшие частицы вещества. В результате трения о воздух они сильно раскаляются и испаряются, давая яркую вспышку. В течение суток в земную атмосферу влетает огромное количество таких частиц. Падение метеора можно использовать для разведки нашей атмосферы. Недаром это явление изучают астрономы, метеорологи, радиоспециалисты и другие учёные.
Метеорные вспышки очень кратковременны, наблюдения вести за нихми трудно, поэтому их фотографируют, что даёт возможность определить высоту, скорость и яркость метеора в различных точках его пути. Однако запечатлеть метеорный след на фотографической пластинке можно только ночью, когда он хорошо виден. А днём и в светлые лунные ночи метеоры незаметны.
Здесь на помощь приходит радиолокация. Правда, обнаружить метеорную песчинку радиолокационная станция не в состоянии. Метеор слишком мал, чтобы вызвать отражение радиоволн и послать радиоэхо. Но его полёт помимо свечения сопровождается ещё одним интересным явлением — ионизацией.
Частицы воздуха, встречающиеся метеору на пути, а также молекулы паров вещества самого метеора расщепляются. Образуются положительные и отрицательные ионы.
За летящим метеором, как длинный шлейф, тянется полоса из ионизированного газа, от которого и отражаются радиоволны длиной в несколько метров. Радиолокатор даёт возможность определить высоту, на которой появляется метеор, а также скорость и направление его полёта.
Огненный след от метеора тянется на несколько десятков километров. Летящие космические песчинки вспыхивают на высоте 110—120 километров и гаснут на высоте около 70 километров. Проследив за изменением яркости и скорости метеора, удаётся определить плотность и температуру воздуха на тех высотах, где он пролетел.
Некоторые метеоры оставляют за собой хорошо видимые следы, которые меняют очертания и быстро перемещаются под действием ветра. Таким образом по метеорным следам можно изучать направление и скорость воздушных течений в ионосфере. В большинстве случаев следы метеоров движутся с востока на запад. Значит, в ионосфере дуют преимущественно восточные ветры.
Иногда длинный метеорный след вдруг разделяется на две части, причём одна из них начинает перемещаться в одну сторону, а другая в другую. Это показывает, что след метеора пересекает слои воздуха, где ветры дуют в противоположные стороны.