«ОЖИВАЮЩИЕ» РИСУНКИ
Как дать учащемуся наиболее ясное и правильное представление о совершенно незнакомой ему машине? Как объяснить ему устройство сложного механизма и взаимодействие его частей?
Обыкновенно преподаватель показывает рисунки, чертежи и делает по ним объяснения - Но неподвижный чертёж даёт нам лишь отдалённое представление о машине и уж никак не воспроизводит её движения.
Вот тут-то кино и оказывает неоценимую услугу преподавателю. На экране оказывается возможным изобразить машину, «разрезанную» в любом направлении, и показать взаимодействие её частей. При этом машина может быть показана в непрерывном или прерывающемся движении, в зависимости от того, как это требуется для лучшего усвоения её устройства.
Это достигается при помощи особого метода киносъёмки—■ мультипликации.
Мультипликация применяется не только в научной кинематографии, но и в художественной. Многие из вас не раз, конечно, видели весёлые мультипликационные фильмы, в которых показываются забавные рисованные зверьки и человечки. Они ходят по экрану, комично прыгают, говорят и даже поют.
Как же снимается такой мультипликационный фильм? Почему «оживают» на экране смешные фигурки невиданных животных?
Метод мультипликации является, пожалуй, самым старым в кинематографии. Вспомните старинную игрушку— стробоскоп. Неподвижные рисунки, размещённые на его кружке, приходили в движение, как только кружок начинал вращаться. На этом же явлении основана и современная мультипликация•
Чтобы зритель мог увидеть на экране движущуюся фигурку, художник должен прежде всего нарисовать множество изображений этой фигурки в различных позах. Затем эти все изображения последовательно снимаются на киноплёнку. Чтобы заставить, например, нарисованного человечка совершить всего лишь минутную прогулку по экрану, требуется нарисовать около полутора тысяч отдельных рисунков фигурки человечка в различных позах! Ведь каждую секунду на экране мелькает 24 кадра, 24 отдельных рисунка, изображающих последовательные движения человечка. Какую же колоссальную кропотливую работу должен проделать художник целого мультипликационного фильма!
Однако, к счастью, эту работу удаётся значительно упростить. Ведь в каждом движении есть много положений, которые повторяются - Возьмём, к примеру, того же прогуливающегося человечка. Он совершает определённые движения рук, ног и туловища, которые художник раскладывает, допустим, на 16 отдельных рисунков — фаз (рис. 31). Затем эти движения снова повторяются - Нужно ли в таком случае рисовать все полторы тысячи рисунков,
чтобы впоследствии получить на экране ходьбу человечка? Конечно, нет. Нужно нарисовать только 16 рисунков и при съёмке на плёнку располагать их таким образом, чтобы периодические движения фигурки повторялись.
Кроме того, существует ещё много приёмов, облегчающих работу ху - дожника-мультиплика - тора. Так, каждый последующий рисунок ху - ^нс - 31. Схема ходьбы человека,
Дожник обычно не рису - разложенная на 16 фаз.
Ет вновь, а копирует его с предыдущего, внося при этом лишь необходимые изменения- Для этого применяется
Рис. 32. Специальный станок, предназначенный для съёмки мультипликационных фильмов. |
Обыкновенная прозрачная бумага. Она кладётся на рисунок - Художник обводит карандашом те части рисунка, кото
Рые остаются неизменными. А дорисовывает он лишь те детали изображения, положение которых должно быть изменено.
Рисунки, сделанные на прозрачной бумаге, копируются затем тушью на листы тонкого прозрачного целлулоида и раскрашиваются. Потом эти листы вставляются в так называемый мультипликационный станок, оборудованный киносъёмочной камерой (рис. 32), и рисунок, изображённый на листе целлулоида, переснимается на киноплёнку.
Чтобы ещё больше упростить работу над мультипликационным фильмом, каждый рисунок составляют обычно из нескольких слоёв целлулоидных листов. На одном листе рисуют фон (например,
Пейзаж или стены комнаты); на другом — отдельные пред
меты или фигурки, которые значительное время останутся неподвижными; на третьем листе целлулоида изображается очередное положение движущейся фигурки. Прозрачность целлулоида позволяет совмещать эти три рисунка в один. Закончив съёмку очередного кадра, заменяют только один, третий лист целлулоида, сохраняя два первых, на которых нанесены не меняющиеся для съёмки следующего кадра изображения -
Так, кадр за кадром, снимается мультипликационный художественный фильм.
Точно так же изготовляется мультипликация и для научного фильма. Художник делает рисунки, например, отдельных моментов движения машины. Затем каждый из этих рисунков помещается на стол мультипликационного станка и переснимается на плёнку. При демонстрации фильма зритель получает впечатление непрерывного движения отдельных деталей машин. Он видит машину изнутри, и прекрасно усваивает взаимодействие всех её частей.