РОЖДЕНИЕ ЗВУКА ДВИЖЕНИЕ ОСОБОГО РОДА
Н |
Ельзя разобраться в звуковых явлениях, не составив себе ясного представления о том, что такое звук. Прежде всего посмотрим, как он возникает и распространяется.
Оттяните, а затем отпустите струну балалайки или гитары. Струна начнёт колебаться, и вы услышите звук. Вы
Почувствуете колебания струны, если коснётесь её пальцем. Подержите палец на струне — колебания струны прекратятся, а вместе с ними исчезнет и звук. Колокольчик также перестанет звучать, если до него дотронуться. Значит, только колеблющиеся тела порождают звук.
Но что такое колебание? Посмотрите, как движется маятник стенных часов. Он всё время качается вправо и влево (рис.1). Дойдя до крайнего, например, правого положения, маятник на мгновение останавливается и потом идёт влево. Скорость его увеличивается до тех пор, пока он не дойдёт до среднего положения. Затем движение маятника начинает замедляться, и в крайнем левом положении он вновь останавливается. В следующее мгновение маятник опять начинает двигаться — теперь уже вправо.
Половина размаха маятника или расстояние от среднего положения его до одного из крайних называется амплитудой колебания.
Подобно маятнику часов, любой подвешенный груз может совершать такое же движение. С подобным движением мы часто встречаемся в природе и называем его колебательным движением.
Если бы воздух не оказывал сопротивления маятнику и не было трения в месте его подвеса, то было бы достаточно толкнуть такой маятник один раз, и он колебался бы вечно. Но в природе так не бывает. Трение замедляет скорость движения маятника, расстояние между крайними положениями его постепенно уменьшается, и рано или поздно маятник останавливается.
Теперь проделайте такой опыт. Зажмите один конец стальной линейки в тиски, а другой отогните в сторону и отпустите. Линейка начнёт колебаться (рис. 2). При этом возникает звук, напоминающий жужжание. Почему же маятник колеблется беззвучно, а колебания линейки сопровождаются жужжанием?
Оказывается, между этими колебаниями имеется существенная разница. Линейка в одну секунду совершает гораздо больше колебаний, чем маятник. Число КО - рис 2. Линейка, зажатая в лебаний в одну секунду на - тисках, колеблясь, рождает
Зывают частотой. Таким звук,
Образом, частота колебания
Линейки больше частоты колебания маятника. Мы слышим звук при колебаниях линейки потому, что она колеблется с большей частотой. Натянутая на барабан кожа от удара
Лёгкой палочкой приходит в колебание и издаёт звук. То же происходит и с маленькой круглой пластинкой в телефонной трубке, так называемой мембраной. Роль палочки в этом случае выполняет электромагнит. Намагничиваясь, он притягивает к себе мембрану и тотчас снова отпускает её, как только прекращается ток в его катушке. Всё это происходит очень быстро, с частотой,
_ Носоглотка Мягное нббо |
Голосовые Связки |
Дыхательное .горло |
Бронхи |
Рис. 3. Схема устройства голосового аппарата. |
Соответствующей звуку голоса говорящего в телефон. Таких примеров, когда твёрдые тела, колеблясь, звучат, можно привести очень много.
А могут ли звучать жидкости и газы?
Да, могут. Для этого надо заставить их колебаться. Звуки гудков, сирен, свистков и музыкальных духовых инструментов есть не что иное, как результат колебательного движения газов или паров. Когда же вы слышите шлёпание дождевых капель по луже, шум воды, стекающей по жёлобу, или плеск волны, это — звуки, вызываемые колеблющейся жидкостью.
Естественно задать вопрос: а чТо же колеблется, когда человек говорит или поёт? Оказывается, голос возникает благодаря колебанию двух мускульных упругих перепонок — голосовых связок. Они находятся в верхней части дыхательного горла— в гортани (рис. 3).
Когда мы дышим, голосовые связки раздвинуты так, что образуют треугольное отверстие, и воздух свободно проходит через него в лёгкие и из лёгких. Когда же мы произносим какой-нибудь звук, особые мышцы сближают упругие голосовые связки, и щель становится узкой. Движение воздуха теперь затруднено, и при выдыхании его перепонки начинают колебаться. При этом и возникает звук. Всё разнообразие звуков нашей речи создаётся уже дальше — на пути от гортани через полости рта и носа.
Итак, звук рождается колебательным движением тел. Но, как мы уже видели, далеко не всякое колебание сопровождается звуком. Тело издаёт звук, воспринимаемый ухом, только в том случае, если оно колеблется не меньше 16 и не больше 20 ООО раз в одну секунду. Однако неверно было бы думать, что тело, колеблющееся с частотой, скажем, 10 или 30 000 раз в секунду, не звучит. Медленно колеблющийся маятник тоже звучит, как звучат тела и при ста тысячах колебаний в секунду. Только мы этих звуков не слышим. Звуки с частотой меньше 16 называют инфразвуками, а с частотой больше 20 000 — ультразвуками. В этой книге мы будем говорить главным образом о звуках слышимых.
Итак, только при определённых количественных значениях частоты звук обладает определённым качеством — 'он воспринимается нашим ухом. При этом в зависимости от постепенного количественного изменения в частоте изменяется качество звука.
Чем отличаются друг от друга звуки, имеющие различные частоты? Сделайте такой простой опыт. Возьмите обыкновенную пилу и тонкую дощечку. Проведите медленно дощечкой по зубцам пилы (рис. 4); вы услышите отдельные удары — стуки доски о зубцы. Проведите несколько быстрее, и вы услышите низкий, густой звук. Чем быстрее водить дощечкой по зубцам, тем выше будут звуки. Вспомните, как пронзительно воет электрическая дисковая пила, когда она разрезает полено.
Можно продолжить опыт и с линейкой, которая изображена на рисунке 2. Зажмите в тиски не самый конец линейки, а её среднюю часть. Теперь линейка будет колебаться с большей частотой; издаваемый звук будет другой, выше, чем при первом опыте. Чем короче конец линейки, выступающий над тисками, тем выше звук при её колебании. Всё это убеждает нас в том, что чем больше частота, то-есть чем больше колебаний в секунду совершает тело, тем выше издаваемый им звук.
Интересно отметить, что при возникновении звука определённой высоты совершенно безразлично, какое тело колеблется и что является причиной колебаний. Любые тела, колеблющиеся, например, 500 раз в секунду, всегда дадут звук одной и той же высоты, будет ли это струна гитары, колокольчик или свисток. И наосорот, если мы слышим звук данной высоты, то можем уверенно сказать: звучащее тело колеблется 500 раз в секунду. Так, по высоте звука может определяться частота колебаний тела.
Рис. 4. Опыт получения звука с пилой и дощечкой. |
- Эта закономерность часто помогает нам в жизни. Например, наливая в тёмную посуду жидкость, мы по изменению высоты звука определяем, когда она наполнится.
Когда автомобиль идёт по ровной дороге, гул работающего мотора имеет одну высоту; если же на пути встречается подъём, мотор снижает число оборотов, машина замедляет ход и гул становится другим, более низким. Прислушиваясь к этим звукам, шофёр своевременно переводит регулятор скорости. Мотор снова увеличивает обороты, и высота гула приближается к прежней.
Как же распространяется звук?
Бросьте в воду камень. По её поверхности тотчас же разойдутся круговые волны, уходящие всё дальше и дальше от места падения камня. На первый взгляд кажется, что вместе с волной уходят и отдельные частицы воды. Но если бросить на поверхность воды лёгкую щепку, то можно увидеть, что щепка только покачивается вверх и вниз; она в точности повторяет движение окружающих её частиц воды.
Когда волна набегает, щепка поднимается вверх — на
Гребень; волна прошла — и щепка снова возвращается на прежнее место. Она не движется по направлению движения волны, не следует за волной.
Отсюда ясно, что и частицы воды, образующие волну, не рис Схематическое изображение во- уходят С ней, а ТОЛЬ - дяной волны. Стрелками показано направ - ко колеблются вверх Ление движения отдельных частиц воды, и вниз.
На рисунке 5 показано, как частицы одна за другой приходят в колебательное движение, образуя волну.
Распространение звука можно сравнить с распространением волны по воде. Только вместо брошенного в воду камня здесь имеется колеблющееся тело, а вместо поверхности воды — воздух.
Пусть источником звука будет камертон. Это — небольшой стальной изогнутый стержень с ножкой на
изгибе (рис. 6). Камертоном часто пользуются при настройке музыкальных инструментов. Лёгким ударом по камертону можно заставить его звучать. В первое мгновение после удара ветвь камертона отклоняется, допустим, вправо; при этом она толкает вправо и прилегающие к ней частицы воздуха. Тогда в каком-то маленьком пространстве около камертона воздух окажется сгущённым.
Но в таком состоянии частицы оставаться не % могут. Стремясь разойтись, они потеснят сво -
| их соседей справа, и сгущение очень быстро
| § передастся от одного слоя воздуха другому. Но
' , £ и ветвь камертона не останется в покое. В
^следующий момент она уже отклонится вле - :1 I; § во и потеснит частицы воздуха с левой сто -
I:. $ роны. А справа воздух окажется теперь раз -
11 ^ режённым. Это разрежение так же, как и сгу -
!' щение, быстро сообщится всем слоям воздуха.
Рис. 6. |
При следующем колебании повторится та же картина. Таким образом, каждое колебание ветви камертона создаст в воздухе одно сгущение и одно разрежение. Чередование таких сгущений и разрежений и есть звуковая волна. Сколько колебаний совершает камертон, столько отдельных сгущений — «гребней» и разрежений — «впадин» посылает он в воздух. Когда такая волна достигает уха, мы её и воспринимаем как звук.
Однако между водяными и звуковыми вол - Камертон. нами есть существенная разница. Водяные волны распространяются кольцеобразно, в основном по поверхности, и быстро затухают с глубиной. Звуковые же волны заполняют всё пространство около звучащего тела. Кроме того, в водяной волне колебания отдельных частиц совершаются вверх и вниз поперёк направления волны, а в звуковой волне частицы колеблются вперёд и назад вдоль волны. Поэтому волны на поверхности воды называются поперечными, а звуковые — продольными.
Но какова бы волна ни была, частицы вещества, участвующие в колебательном движении, никогда не перемещаются вместе с волной. И сама волна — это только
Передача движения от одной колеблющейся ча - стицы к другой.
Понять это ещё лучше помогут кости домино. Поставьте все их в ряд, недалеко друг от друга, и толкните первую кость (рис. 7). Падая, она увлечёт за собой вторую кость, вторая — третью и так далее. Через короткое время все кости будут лежать. Каждая из них осталась на своём месте, а передалось по всему ряду только движение.
Движение звуковой волны можно проследить и на таком несложном опыте. Возьмите длинную стальную
Пружину и подвесьте её на ниточках к горизонтальному брусу.
Толкните крайний виток: вы увидите, как движение начнёт передаваться от одного витка к другому по всей длине пружины. Ровное распределение витков пружины теперь уже нарушено, в одних местах они ближе теснятся друг к другу, в других расходятся дальше. Присмотревшись внимательно, можно увидеть, как эти сгущения и резрежения перемещаются вдоль пружины. При этом, несмотря на то, что движение быстро передаётся от одного конца пружины к другому, отдельные витки её только слегка колеблются из стороны в сторону, не удаляясь сколько-нибудь значительно от своего среднего положения.
Таким же образом частицы колеблющегося воздуха не летят из уст говорящего человека в уши слушающего; в звуковой волне передаётся лишь движение частиц, образующих отдельные сгущения и разрежения.
Передача звука на расстояние требует затраты определённой работы. Ведь для того, чтобы возникла звуковая волна, необходимо раскачать частицы воздуха. Однако размах колебаний частиц в звуковой волне ничтожно мал. Давление, которое образуется в мостах сгущения волны, не превосходит даже в самом сильном звуке 0,5 грамма на квадратный сантиметр, а в слабом звуке это давление много меньше давления, оказываемого комаром, севшим на голову человека! Отсюда понятно, что и работа, идущая на создание звуковой волны, очень невелика. Если бы миллион человек одновременно говорили в течение полутора часов, то вся энергия звуковых волн, создаваемых миллионом голосов, была бы достаточна только для того, чтобы вскипятить один стакан воды!
Читатель может спросить: почему же тогда для получения звука приходится тратить значительную работу? Попробуйте дуть некоторое время в свисток,— вы убедитесь, что занятие это не такое уж лёгкое. В сиренах и гудках часто применяется сжатый воздух или пар с давлением в несколько раз больше давления атмосферного воздуха. И несмотря на такую большую затрату энергии, получаемый звук распространяется на сравнительно небольшое расстояние. Оказывается, во всех источниках звука только малая доля затрачиваемой работы переходит в энергию звука.
Если бы вся энергия гудков и сирен тратилась только на создание звуков, то они были бы слышны на сотни километров! Большинство музыкальных инструментов превращает в звуковую энергию не более одной тысячной доли энергии, затрачиваемой при игре. Человек при разговоре или пении превращает в энергию звука только около одной сотой части совершаемой работы. Остальные 99 частей переходят в другие виды энергии, главным образом в тепловую.