ЧТО ЗНАЧИТ «ПРОЕКТИРОВАТЬ» И ЧТО ТАКОЕ «ПРОЕКЦИЯ»?
Построить графические изображения можно различными приёмами. Остановимся прежде всего на способе, которым пользовались художники в средние века. Они
Фиг. 13. Центральное проектирование. |
Употребляли для этой цели прозрачную пластинку, которую помещали между собой и срисовываемым предметом. Изображение, получавшееся на пластинке, естественно, производило то же впечатление, что и самый предмет.
Сущность указанного приёма уясняется из фиг. 13. Как воспринимаем мы освещённый предмет? Предположим, простоты ради, что этим предметом является картонный или фанерный кружок. Лучи света, отражаемые отдельными точками предмета (ОЦ), собираются в хрусталике глаза (У). Встречая на своём пути плоскость (/(), лучи пересекают её, причём каждой точке предмета, например точке О, соответствует определённая точка 0 плоскости К. Такое построение изображения на плоскости называется проектированием. Глаз У является в этом случае центром проекции, само изобра^ жение 0Ц — проекцией, а плоскость К, на которой строятся изображения, — плоскостью проекций, или плоскостью картины. Прямые ОУ, ЦУ, соединяющие точки предмета с центром проекций (с центром хрусталика глаза), носят название проектирующих лучей.
Центральные проекции применяются в тех случаях, когда от изображения необходимо получить то же зри-
Фиг. 14. Построение параллельной проекции. Фигура у стрелки с, несколько напоминающая по своей форме лежащую восьмёрку, есть знак «бесконечности». Он обозначает, что глаз наблюдателя находится на бесконечно большом расстоянии от плоскости картины (сравнить С фиг. 13). |
Тельное восприятие, как от самого предмета. С ними приходится иметь дело главным образом в живописи и архитектуре. В этих случаях центральные проекции называют линейной перспективой.
Предположим теперь, что глаз наблюдателя удаляется от плоскости проекции по направлению стрелки с фиг. 13. Очевидно, что угол, образованный какими-либо лучами, например ОУ и ЦУ (т. е. угол ОУЦ), будет при этом уменьшаться. И, как говорят, в пределе, т. е. когда точка У окажется бесконечно далеко от плоскости картины, этот угол станет равным нулю. Это значит, что проектирующие лучи будут параллельны друг другу. Вместо центральной мы получим тогда параллельную проекцию предмета (фиг. 14).
Следует заметить, что параллельные проектирующие лучи могут пересекаться с плоскостью картины под любым острым углом, а также и под прямым в зависимости от положения плоскости, в связи с чем параллельным проекциям присваивается, кроме того, название косоугольных или соответственно прямоугольных проекций.
Параллельные проекции находят применение как в технических рисунках (аксонометрии), так и в чертежах. Но если в первом случае они могут быть косоугольными и прямоугольными, то во втором—употребляются только прямоугольные, или так называемые ортогональные проекции. В чём сущность ортогональных проекций? Постараемся выяснить это на прИхМере простейшего геометрического элемента — точки.