ОБЫЧНЫЙ РИСУНОК (ФОТОГРАФИЯ), ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ЧЕРТЁЖ
В художественном (не техническом) рисунке графическая передача формы предмета осуществляется с наибольшим приближением к оригиналу — с сохранением «портретного» сходства. Однако большой наглядности изображения сопутствует здесь либо сложность самих построений, либо, если построения выполняются от руки, их крайне незначительная точность.
Технический рисунок коробки (фиг. 9) отличается от обычного рисунка тем, что верхняя и левая её грани изображены в виде параллелограммов. Это изображение тоже наглядно, хотя, строго говоря, глаз такой картины никогда не видит. Действительно, при расположении, указанном на фиг. 9, верхняя и левая грани, спичечной коробки на обычном рисунке превращаются из прямоугольников в четырёхугольники с неравными проти - воположными сторонами. Объясняется это тем, что размеры предмета по мере его удаления от глаза наблюдателя уменьшаются. Уменьшение становится тем заметнее у предметов или их частей, чем больше увеличивается расстояние, отделяющее их от наблюдателя.
Рассматриваемое изображение в сравнении с художественным рисунком упрощено и поэтому имеет перед ним преимущество в смысле большей простоты своих построений.
Чертёж лишён наглядности фотоснимка и рисунка, но отсутствие этой наглядности окупается у него большей простотой — столь важной для производства. Это подтверждает, например, фиг. 10: прямоугольные
Грани коробки изображены здесь прямугольниками же, прямые углы — прямыми углами, одинаковые по длине рёбра — равными отрезками.
Фиг. 11. Часть чертёжного инвентаря и некоторые примеры его использования. 1—Т-образная ли* нейка, или рейсшина; 2 и 3 — чертёжные треугольники для проведения прямых под различными углами; 4 — масштабная линейка; 5 — положение треугольников при выполнении надписей на чертежах; 6 —■ лекало, или фигурная линейка; 7 — пример построения кривых линий с помощью лекала.
Рисунок делается преимущественно глазомерно и от руки. Чертёж изготовляется в строго определённом масштабе. Масштаб — это отношение длины, измеренной на чертеже, к соответствующей длине в натуре. Различают численные и линейные масштабы. Примеры численного масштаба читатель найдёт на фиг. 6. Линейный масштаб приведён на фиг. 7 (под планом), а также на фиг. 16 и 17.
При выполнении чертежей руководствуются особыми теоретическими правилами построения и практическими указаниями. В практике черчения широко употребляются,
Я 6 Фиг. 12. Набор чертёжных инструментов. А — в готовальне и Б — показанных отдельно. 1 — круговой циркуль, 2 — измеритель, 3 — кронциркуль, 4 — измеритель с микрометрическим винтом, 5 — удлинитель для кругового циркуля, 6 и 7 — вставки к круговому циркулю, 8 — карандашная вставка для кронциркуля, 9—рейсфедер, 10— удлинитель-ручка к рейсфедеру (6) и карандашу (5) от кругового циркуля, 11 — пенал для графитных стержней, 12 — отвёртка. |
Кроме того, специальные чертёжные инструменты и принадлежности. Некоторые из них представлены на фиг. 11 и 12.
Технический рисунок (фиг. 9) занимает промежуточное положение между обычным рисунком и чертежом. Превосходя чертёж наглядностью, технический рисунок в то же время значительно проще художественного. По этой причине им всё чаще и охотнее пользуются при пояснении тех чертежей, первоначальное ознакомление с которыми могло бы встретить затруднения у неподготовленного читателя. Технический рисунок обладает в качестве наглядного изображения и самостоятельным значением, очень важным для инженерного творчества.
Известный советский конструктор самолётов А. С. Яковлев в своих «Рассказах из жизни» пишет: «...когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе своё творение и уметь изобразить его на бумаге».