СОВРЕМЕННАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ПЕРВОБЫТНОЕ ПИСЬМО
1^ огда мы говорим, читаем или пишем, — вряд ли нам приходится задумываться над тем, каким образом устная речь и письменность обрели свой современный вид. А между тем с речью и письменностью связан длительный путь развития, и история этого развития не лишена интереса.
Для передачи мыслей применяется буквенное письмо. В буквенном письме звукам нашей речи соответствуют особые изобразительные значки, или буквы. Обозначая буквами отдельные звуки, из которых складываются слова, мы получаем возможность записывать наши мысли, в частности названия тех или иных предметов.
Однако при письменной передаче наших мыслей наряду с рассмотренным способом может быть использован и другой, так сказать, прямой путь. Легко представить себе такую форму письма, где мысли о предметах выражались бы изображениями самих предметов. Именно этим путём и шло развитие письменности.
Когда возникли отдельные виды изображений — сказать трудно. Во всяком случае они значительно старше грамоты. Человек первоначально рисовал предметы и лишь потом научился описывать их словами. Таким образом, первобытное письмо было подлинно картинным.
Раскопки, произведённые на местах стоянок доисторического человека, позволяют воссоздать эту раннюю пору письменности. С помощью рисунков, нередко весьма искусных, передавались как изображения предметов житейского обихода и домашней утЕари, так и фигуры людей и животных. Иногда же в рисунках запечатлевались и целые рассказы преимущественно из охотничьего быта.
Фиг. 1. Картинное письмо. |
К подобному картинному письму до сих пор прибегают народы, не имеющие буквенного письма: к ним относятся некоторые племена австралийцев, негров и индейцев.
В качестве примера «картинопи - си» может служить фиг. 1. На ней воспроизведена намогильная плита— памятник с жизнеописанием одного из предводителей индейцев.
Путём кропотливых исследований и сопоставлений учёным удалось прочесть вырезанные на камне «письмена».
Перевёрнутое изображение оленя наверху является предметом поклонения предков умершего и одновременно обозначает имя погибшего. Можно предположить, что он назывался «Быстроногий олень». Горизонтальные черточки по обеим сторонам плиты означают сражения, в которых участвовал умерший, а три вертикальные черты под рисунком опрокинутого оленя отмечают полученные вождём ранения. Изображения головы лося и солнца свидетельствуют о славе и охотничьей доблести погибшего вождя. Помещённые ниже рисунки томагавка, или топорика, и двух лунных серпов говорят о последнем сражении и его продолжительнее™. Наконец, опрокинутый рисунок оленя в левом нижнем углу плиты сообщает о смерти вождя в последней битве.
Следы образного письма сохранились до настоящего времени. К ним принадлежат, например, предостерегающие надписи — изображения на трансформаторных будках и столбах электрических проводов высокого напряжения. Сюда же относятся некоторые дорожные знаки,
упорядочивающие уличное движение в больших городах. Часто также встречаются указатели направления, выполненные в виде рисунка человеческой руки. К такого же рода письму следует причислить и известные нам из школы записи геометрических понятий: <£—угол, А — треугольник, □ — квадрат, О — окружность и др.
С развитием общественно-хозяйственной жизни людей углублялись и расширялись отношения между ними, а вместе с этим развивался и усовершенствовался язык, ускорялось и упрощалось письмо. Для изображения предметов начали применять вместо их картинок условные знаки. Такая разновидность образного письма получила название идеографии. Она знакома нам по цифрам
Фиг. 2. Иероглифическое написание имени «Клеопатра». |
И знакам, употребляемым в математике, физике и химии. К этой же разновидности письма следует отнести и сокращения, постоянно применяемые в письменной речи, как: «т. е.», «и т. д.» и некоторые другие.
Идеография употреблялась в древнем Египте («иероглифы», фиг. 2), да и сейчас ещё применяется в Китае. Любопытно отметить, что китайские письмена читают также японцы и корейцы, те и другие на своём, конечно, языке. Условные знаки, или идеограммы, этого письма выражают, таким образом, на разных языках одни и те же понятия. Этим преимуществом, как мы увидим ниже, обладает и чертёж.
До Великой Октябрьской социалистической революции многие народы нашего севера и Сибири были почти поголовно неграмотными. Только с приходом Советской власти эти народы получили свою письменность и тем самым приобщились к культурному богатству великого русского народа. В продолжение же долгого времени им приходилось пользоваться первобытным картинным письмом.
Приведём два примера такого письма.
На фиг. 3 представлено нечто вроде памятки, с которой около четверти века тому назад один ненец с Ямала
приехал в областной город. Как «прочесть» графические изображения, представленные на этой памятке?
Рисунок рыбы говорит об изобилии её в водах, омывающих полуостров Ямал. Нарисованные ниже сеть и ружьё напоминают о необходимости приобрести снасти для рыболовства и огнеприпасы для охоты. Фигуры пяти
Фиг. 3. Памятка жителя с полуострова Ямал. |
Оленей внизу, из которых три стоят, а два лежат, и изображение человека означают,
Что часть оленьего поголовья
Гибнет от «копытницы», и потому нужна помощь ветеринара (копытница — болезнь оленей).
Второй пример мы заимствуем из крайне любопытных записных книжек нымылан (коряков), живущих в селении Каменском Корякского нацио
Нального округа Хабаровского края.
В этих книжках коряки записывали, что и кому они были должны и кто и что задолжал им самим. Для своих записей они употребляли чрезвычайно самобытный приём, заключающийся в соединении знаков идеографического и картинного письма. Напри -
Р--------------------------------------------------------------------------------------------
£ 11111 ^ *
Фиг. 4. Образец долговой расписки коряков.
Мер, изображение деревянного дома означало у нымылан жителя селения Пенжино, расположенного в долине реки Пенжины Корякского национального округа, кривая линия в форме петли обозначала выпороток, т. е. мех неродившегося детёныша павшей или убитой самки пушного зверя, ёлкообразная фигура — белку и т. д.
Одна из таких долговых расписок помещена на фиг. 4. Её можно прочесть примерно так: «пенжинец должен мне пять выпоротков, одну лисицу и десять белок».
Возвращаясь к чертежу, отметим следующее. В наиболее старинной форме чертежа — плане — нетрудно усмот -
Лролет гидрабтческого пресса 5000т.
Наименование
Цепной подвесной транспортер
Верстак
І пневматический, молоток
Вертикально - фрезерный станок
Верстак с электромотором и фрезой для оорезки деталей после штамповки
Стол для заготовок
Наждачный станок
Кромкозагибочный станок
Гидравлический пресс для штамповки
Ящик для отходов
Тележка. обслуживающая пресс
Фрезерный станок с подъемным столом оля зачистки кромок
Стол для подготовки пакетов деталей к обработке на фрезерном станке (/2) Роликовые ножницы на колонке для обрезки деталей
Дыропробивной пресс с оевольверной —“ а ручным приводом
Передвижная печь для плавки, свинца
Плита для заливки местных" пуалсонов
Стол для упаковки заготовок после сверловки
Стол приемщика
Фиг. 5. Основная схема размещения оборудования в цехе завода. Отдельные части оборудования на схеме и в помещённой рядом с ней таблице обозначены одинаковыми числами.
Реть черты, роднящие его с картинным и идеографическим письмом. Подтверждением этого служит фиг. 5. На
Ней дана основная схема части пролёта гидравлического пресса (в 5000 тше). Условные изображения оборудования, указанного на схеме, представляют собой не что иное, как идеограммы того своеобразного «письма», каким является чертёж. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить фиг. 5 с фигурами, приведёнными ранее, особенно с фиг. 4.