ТЕПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
В |
наши дни тепловые двигатели получили широкое распространение. Они работают всюду в самых различных отраслях народного хозяйства. Но до XVIII века единственным источником энергии в промышленности служили водяные силовые установки. Тогда все крупные фабрики и заводы строились по берегам рек.
Одним из первых людей, взявшихся за создание теплового двигателя, был русский теплотехник Иван Иванович
Ползунов. Он работал механиком на Барнаульском медеплавильном заводе, на Алтае. В 1763 году Ползунов подал начальнику Колывано-Воскресенских заводов свой проект огнедействующей машины — машины, в которой. используется энергия водяного пара. Через два года она была построена. Это была первая паровая машина непрерывного действия. Испытания показали ее работоспособность. В течение нескольких месяцев она успешно работала на Барнаульском заводе, приводя в действие разнообразные механизмы.
Самозабвенная работа над изготовлением машины стоила изобретателю жизни. Ползунов заболел скоротечной чахоткой и умер за несколько месяцев до того, как его машина была пущена в ход.
За границей успешно работающая паровая машина для промышленных нужд была построена английским изобретателем Джемсом Уаттом лишь через 20 лет после Ползунова.
Машины И. Ползунова и Д. Уатта были предвестниками новой эры в технике. Наступил век пара. Уже к концу XVIII столетия сотни паровых машин работали на шахтах, рудниках, металлургических заводах, текстильных фабриках. А в XIX столетии постройка паровых машин стала ведущей отраслью промышленности. Новый, тепловой, двигатель привел к созданию паровозов и пароходов. Изучение техники паросиловых установок, или, как ее называют, теплотехники, стало необходимым для каждого инженера. В техническом мире появилась даже крылатая фраза: «Тот не инженер, кто не теплотехник».
К концу XIX века теплотехника достигла уже очень высокого уровня развития. Возросли мощность и коэффициент полезного действия паросиловых установок[31]).
Однако, как ни быстро совершенствовалась паровая машина, потребности общества увеличивались еще быстрее. Если первые пароходы имели машины мощностью в десятки лошадиных сил, то в начале XX века строились океанские корабли, для которых уже требовались силовые установки в десятки тысяч лошадиных сил. Паровая машина не могла удовлетворить этим требованиям. Пар сравнительно медленно движется в цилиндре машины. А ведь работа паровой машины совершается за счет энергии пара. И если через машину проходит мало пара, то и работа ее невелика. Возникла необходимость в новом, более легком и быстроходном двигателе.
Такой двигатель был создан. Это была паровая турбина.
Имеются сведения, что еще в 1813 году алтайский мастер Поликарп Залесов построил на Сузунском заводе небольшую паровую турбину. В последующие годы много изобретателей в России и за рубежом трудились над созданием паровых турбин. Но широкое промышленное применение получили лишь турбины, построенные шведским инженером Густавом Лавалем в 90-х годах прошлого века.
Главной рабочей частью турбины является ротор — вал с насаженным на него рабочим колесом. Рабочее колесо представляет собой диск, на ободе которого укреплен ряд лопаток. Пар, войдя в турбину, поступает в узкие каналы, называемые соплами. В каналах давление пара снижается, а за счет этого резко возрастает его скорость. Вылетая с большой скоростью из сопел, струя пара с силой воздействует на лопатки турбины. При этом энергия движения пара передается лопаткам, которые начинают быстро двигаться, вращая вал турбины. Пар непрерывно поступает в турбину, и ее лопатки движутся все время в одном направлении. Поэтому турбина работает более быстро и плавно, чем поршневая паровая машина. Само название «турбина» говорит о том, что ее основные рабочие части совершают вращательное движение. Слово турбина происходит из латинского «турбо», что означает вихрь, волчок.
Пар проходит через турбину с большой скоростью. Поэтому даже турбина малых размеров способна пропустить много пара. А чем больше пара пройдет через турбину, тем выше ее мощность.
Г. Лаваль нашел удачную форму сопла, по которому пар подается на лопатки турбины (рис. 1). В первых турбинах пар подавался со сравнительно небольшой скоростью, не превышавшей скорости распространения звука в водяном паре, которая при температуре пара 300° С равняется примерно 600 м/сек. А с помощью сопла Лаваля стало возможным разгонять пар до больших скоростей, превосходящих в несколько раз скорость звука. Тем самым удалось повысить мощность турбины и ее коэффициент полезного действия. Лаваль внес также ряд усовершенствований в конструкцию турбины, повысивших ее прочность.
Рис. 1. Принцип работы турбины: по трубкам, называемым соплами, пар с большой скоростью поступает к рабочему колесу. Воздействуя на укрепленные на ободе диска лопатки, пар заставляет рабочее колесо вращаться. |
Первую судовую паровую турбину построил инженер русского военно-морского флота П. Д. Кузьминский. Он одним из первых понял, что паровые поршневые машины не могут обеспечить пароходу большой скорости движения. «...Существующий тип паровых машин,— писал Кузьминский,— при которых нет возможности получать таких
Огромных скоростей вращения двигателя (гребного винта),... должен отойти и на место его явится тип бы - стровращающихся турбинных двигателей».
В начале XX века начинается бурное развитие паровых турбин. Везде, где были нужны мощности в десятки тысяч лошадиных сил — на крупных электростанциях, на больших морских судах,— стали применяться паровые турбины.
Мощность паровой турбины, построенной в 1884 году, составляла всего 5 киловатт. Через двадцать лет уже строились турбины мощностью в 5000 киловатт. А через десятилетие их мощность достигла 50 тысяч киловатт. Перед Великой Отечественной войной Ленинградский металлический завод выпустил паровую турбину в сто тысяч киловатт. После войны коллектив этого завода создал еще более совершенную турбину, в 150 тысяч киловатт.
Однако у паровых турбин есть одно слабое место. Они, как и обычные паровые машины, нуждаются для своей работы в паровых котельных установках. При этом размеры парового котла и его вес в десятки раз превосходят размеры и вес турбины. На изготовление паровых котлов приходится затрачивать очень много высококачественной стали. Паросиловая установка в целом — громоздкое и дорогостоящее сооружение.
Развитие промышленности и особенно транспорта вызывало потребность в новом, легком и дешевом двигателе.
В паросиловом двигателе энергия топлива, выделяющаяся при его горении, передается пару, а энергия пара в цилиндре паровой машины или в турбине преобразуется в механическую энергию. В этом преобразовании пар играет роль посредника.
Уже давно возникла мысль создать двигатель, который не нуждался бы в посредничестве пара, сделать так, чтобы процесс горения топлива происходил внутри самого двигателя. Тогда отпала бы необходимость в устройстве паровых котлов. Такой двигатель — двигатель внутреннего сгорания — был создан еще в конце прошлого века.
Этот двигатель уже не нуждается в паре. В цилиндры двигателя поступает воздух и сжимается с помощью поршня.
Туда же подается горючее. При его горении выделяется большое количество энергии, которая идет на нагревание образующихся в цилиндре газов. Сжатый и сильно нагретый газ стремится расшириться и давит на поршень, заставляя его двигаться по цилиндру. С помощью шатуна поршень вращает вал двигателя, передавая ему ту энергию, которую он получил от газа. Когда процесс расширения заканчивается, в цилиндре открывается клапан, и газы выходят наружу, а на их место в цилиндр через другой клапан поступает новая порция атмосферного воздуха.
Сжигание топлива в цилиндрах двигателя позволило отказаться от пара, а значит, и от громоздкого парового котла. Получился весьма легкий двигатель. При небольших размерах и малом весе двигатель внутреннего сгорания способен развивать большую мощность.
Чтобы питать паром турбину мощностью в 10 тысяч лошадиных сил, требуется паровой котел размером с трехэтажный дом. Такую же мощность дают четыре современных авиационных двигателя внутреннего сгорания размером с небольшой письменный стол каждый.
Правда, первые двигатели внутреннего сгорания не были столь совершенны, как современные, но и они были несравненно легче паросиловых установок.
Кто изобрел двигатель внутреннего сгорания?
Трудно назвать имя одного человека.
Первый двигатель внутреннего сгорания, получивший практическое применение, был построен французским механиком Жаном Лену аром в 1860 году. Двигатель Ле - нуара работал на светильном газе, почему и получил название газового двигателя. По своей конструкции он был весьма несовершенен. Перед вспышкой газ не сжимался, поэтому максимальное давление в цилиндре достигало всего лишь 4 атмосфер. Неудивительно, что двигатель Ленуара имел крайне низкий коэффициент полезного действия. А расходовал он громадное количество газа — по 3 кубических метра в час на одну лошадиную силу.
В дальнейшем над усовершенствованием двигателей внутреннего сгорания работали многие зарубежные и наши, отечественные, изобретатели. В 1877 году немецкий инженер Н. Отто изготовил газовый двигатель, в котором горючая смесь перед сгоранием подвергалась сжатию. Благодаря этому давление газа после вспышки достигало большой величины, и коэффициент полезного действия двигателя повысился. Усовершенствованный газовый двигатель получил высокую оценку; двигатели этого типа стали называть двигателями Отто.
Принцип работы такого двигателя был дан еще в 1862 году французским инженером Бо де Роша. Бо де Роша изложил физические основы рабочего процесса двигателя и показал, что полный цикл его работы совершается за четыре хода поршня, почему эти двигатели и получили в дальнейшем название четырехтактных.
Крупный шаг в развитии двигателей внутреннего сгорания был сделан моряком русского флота О. С. Косто- вичем. Он создал двигатель, работающий не на горючем газе, а на жидком топливе — на бензине.
Двигатель Костовича имел уже все основные детали, которые имеют современные двигатели внутреннего сгорания: испаритель, где приготовляется горючая смесь паров бензина и воздуха, систему электрического зажигания, коленчатый вал, клапанное распределение, водяное охлаждение цилиндров. Двигатель работал по четырехтактному циклу, то есть так, как действует сейчас большинство бензиновых двигателей внутреннего сгорания[32]).
В конце XIX столетия бензиновые двигатели внутреннего сгорания стали изготовляться в большом количестве и быстро вытеснили газовые. Изобретение и усовершенствование этих двигателей привело к развитию автомобилестроения. Пока не было легкого и мощного двигателя, все попытки изобретателей создать самодвижу - щиеся экипажи не давали практических результатов. Но как только был создан бензиновый двигатель, такие экипажи были созданы.
Такую же роль сыграли двигатели внутреннего сгорания и в развитии авиации. Если автомобиль нуждался в легком двигателе, то для самолета это требование было еще более важным.
Первые авиационные двигатели строились по образцу автомобильных. Они изготавливались из чугуна и низкосортных сталей, имели водяное охлаждение цилиндров. Однако постепенно в авиационных двигателях начали применяться легкие алюминиевые сплавы и высококачественные стали. Появились двигатели с воздушным охлаждением цилиндров — потоком встречного воздуха.
В XX веке во всех крупнейших странах мира началось бурное развитие авиационной промышленности. И основой для этого послужил бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Современные авиационные двигатели внутреннего сгорания — это двигатели очень большой мощности.
Приведем в качестве примера двигатель, созданный в нашей стране коллективом конструкторов, руководимым А. Д. Швецовым, перед Великой Отечественной войной — 14-цилиндровый двигатель марки «АШ-82». Мощность его достигает 1700 лошадиных сил. Весит он 850 килограммов, а диаметр его равняется всего 126 сантиметрам.
Однако и двигатели внутреннего сгорания, как и паровые машины, тоже не лишены недостатков. Ведь поршневой двигатель работает неравномерно. Под давлением газов поршень движется по цилиндру с нарастающей скоростью. Но вот он достиг наибольшей скорости. Теперь его движение начинает замедляться. Дойдя до конца цилиндра, поршень на мгновенье останавливается; это так называемая нижняя «мертвая» точка. Затем он начинает двигаться обратно. Снова следует разгон поршня, потом замедление и остановка уже в верхней «мертвой» точке. Если двигатель делает 3000 оборотов в минуту, то это значит, что за одну секунду поршень 100 раз изменяет направление своего движения.
Можно ли при таком режиме работы поршня заставить его двигаться с большой скоростью? Конечно, нет. Поэтому даже в самых совершенных авиационных двигателях скорость поршня достигает всего 15—17 метров в секунду. Поршень движется в двадцать раз медленнее, чем лопатки паровой турбины. Значит, поршневой двигатель гораздо тихоходнее, чем турбина.
Но мы знаем уже, что тихоходность двигателя препятствует росту его мощности. Вот почему приходится делать двигатели внутреннего сгорания с большим числом цилиндров. Например, авиационные двигатели мощностью в 3—4 тысячи лошадиных сил делают с 24 или 28 цилиндрами. Такой двигатель получается сложным, громоздким и очень тяжелым.
Перед учеными встала задача создать двигатель, обладающий быстроходностью паровой турбины и в то же время не требующий для своей работы парового котла. Иными словами, необходимо было создать двигатель, который сочетал бы в себе лучшие качества паровой турбины и поршневого двигателя внутреннего сгорания.
Таким двигателем и явилась газовая турбина.
Отмечая исключительно большое значение газовых турбин, Президент Академии наук СССР А. Н. Несмеянов писал: «К числу важнейших достижений современной науки и техники относится новый тепловой двигатель — газовая турбина. Она несет с собой технический прогресс ряду отраслей народного хозяйства. Газотурбинные установки отличаются и простотой устройства, соединением высокой экономичности и большой мощности в одном агрегате».