КАК КАЧЕНИЕ «ДОБИЛО» СКОЛЬЖЕНИЕ
Уже давно люди убедились в том, что трение качения меньше трения скольжения. Они постарались везде, где только можно, заменить полозья колёсами, иными словами, заменить большое трение скольжения маленьким грением качения. Но трение скольжения всё-таки уцепилось за колёса. Изгнанное с обода, оно осталось во втулке, в подшипнике. Ведь колесо катится только по дороге, а по оси — оно скользит. Вы уже знаете, сколько хлопот это причинило инженерам и учёным.
Но настал момент, когда трение скольжения было изгнано и из подшипника. Вот как это произошло.
В прошлом столетии на улицах больших городов можно было встретить забавные двухколёсные экипажи. Человек, ехавший на таком экипаже, сидел на маленькой скамеечке, а ноги его свисали до мостовой. Он двигался, отталкиваясь ногами! Такой «самокат» вы видите на рисунке 18. Постепенно совершенствуясь, «самокат» превратился в велосипед. Вначале езда на велосипеде не представляла большого удовольствия. Крутить его педали
было очень тяжело: трение скольжения во втулках (подшипниках) колёс, педалей и руля было порядочным. Но вот конструкторам пришла в голову смелая мысль: выбросить совсем подшипники, в которых скользят оси. В 1896 году был предложен совершенно новый тип подшипника — подшипник качения, или шариковый подшипник. Это изобретение совершило настоящий переворот в технике.
Как же устроен шариковый подшипник? На рисунке 19 показан его разрез. Подшипник состоит из двух колец. Одно из них — внутреннее — плотно насажено на цапфу
|
|||
|
|
Оси и поэтому вращается вместе с ней. Другое — наружное кольцо — неподвижно зажато между основанием и крышкой подшипника.
Кольца имеют на обращённых друг к другу поверхностях выточенные канавки. В этих канавках кругом размещены совершенно одинаковые гладкие стальные шарики. При вращении оси внутреннее кольцо, движущееся вместе с ней, катится по шарикам, а сами шарики катятся по наружному кольцу. Вместо трения скольжения в таком подшипнике появляется трение качения.
Потери на трение в шариковом подшипнике раз в 20—30 меньше, чем в подшипнике скольжения!
Подшипники качения делают не только с шариками, но и с роликами разной формы — цилиндрическими и коническими. В настоящее время автомобильные, тракторные и авиационные моторы, а также динамомашины, электромоторы и многие другие машины снабжаются
шариковыми и роликовыми подшипниками самой разной величины.
На рисунке 20 вы видите большие подшипники, сделанные на Московском подшипниковом заводе им.
Рис. 20. Большие шариковые подшипники, изготовляемые на Московском подшипниковом заводе. |
Л. М. Кагановича. Подшипник весит больше тонны, а каждый из его 108 роликов — два килограмма!
Без подшипников качения современная промышленность и транспорт были бы невозможны.