КАК ЧЕЛОВЕК ПОДЧИНЯЛ СЕБЕ ТРЕНИЕ В ГЛУБЬ ВЕКОВ
К |
Акова же история знакомства человека с трением? Как человек постепенно подчинял себе трение? Вероятно, впервые первобытный человек сознательно применил трение при получении огня.
Чтобы добыть огонь, люди брали острую деревянную палочку, упирали её в деревянный брусок и быстро вращали (рис. 12). При этом благодаря трению выделялось тепло, и сухой мох, положенный в лунку, вспыхивал. Многие современные способы добычи огня также связаны с применением трения (см. рис. 12).
Так впервые человек использовал силы трения.
Зарождение и развитие транспорта также связаны с подчинением трения человеку. Сначала тяжёлые грузы волочили просто по земле. Потом, когда заметили, что гладкие предметы передвигать легче, чем шероховатые, грузы стали класть на пару гладких брёвен. Появились сани-волокуши. Чтобы сани скользили лучше и меньше снашивались, их полозья впоследствии стали обивать железом. Люди заметили также, что если под сани положить круглые брёвна-катки, то везти сани будет гораздо легче. Но перевозить с помощью катков было очень неудобно: приходилось постоянно перекладывать их вперёд и вперёд. Чтобы катки не выкатывались, их стали прикреплять к саням, сделав в полозьях углубления. Катки начали превращаться в колёса, а сани перестали быть санями и начали превращаться в повозки: телеги, арбы, тачанки, кареты, словом, в колёсные экипажи. Это было
Огромным успехом древней техники. Не нужно только забывать, что в колёсных экипажах всё же остаётся трение скольжения — между втулками колёс и их осями.