ЧТО ТАКОЕ ОБТЕКАЕМОСТЬ?
>В начале книги мы упомянули о сопротивлении давления, действующем на самолёт, летящий в воздухе, или на подводную лодку, плывущую в море. Мы сказали там, что это сопротивление вызывается внутренним тре-( кием и часто рассматривается совместно с последним.
Посмотрим теперь, откуда возникает сопротивление давления.
Проделаем простой опыт. Возьмём большой лист фанеры и быстро махнём им в воздухе, держа лист поперёк движения. Сопротивление воздуха будет очень заметно. Махнём теперь фанерой, держа её ребром вдоль движения. Сопротивление воздуха окажется гораздо меньше. То же самое можно обнаружить, опуская лист фанеры в реку: один раз вдоль, а другой — поперёк течения. Во втором случае сопротивление воды будет значительно больше. Чем это вызвано? Поставленный вдоль потока воды лист фанеры почти не нарушает течения. Он испытывает сопротивление воды только потому, что из-за внутреннего трения скользящие мимо листа фанеры слои жидкости увлекают непосредственно прилегающий к ней слой, а значит, и самый лист фанеры, с некоторой силой, т. е. только из-за силы вязкого трения в чистом виде. Однако сила эта обычно не очень велика. Совсем иная картина получается, когда лист поставлен поперёк
Потока. В этом случае сопротивление, обусловленное вязким трением на кромках листа тонкой фанеры, ничтожно мало. Значит, увеличение сопротивления воды объясняется не просто вязким трением. Лист теперь сильно нарушает течение воды. Она вынуждена обтекать препятствие, изменять направление своего течения (рис. 10). Если бы не было вязкого трения воды о поверхность фанеры, поток, обогнув лист, сомкнулся бы сразу же за ним, как это показано на рисунке 10 слева. Скорость течения воды спереди и сзади листа была бы одинаковой. При этом, как оказывается, вода давила бы на обе его стороны с равной силой. Никакого сопротивления лист не испытывал бы!
Рис. 10. Обтекание пластинки потоком воды. |
Однако на самом деле вода, быстро обтекающая лист, тормозится в узком пограничном слое из-за трения о поверхность фанеры. Это трение меняет всё дело: скорость течения воды сзади листа получается меньшей, чем спереди — она уменьшилась из-за трения. Как показывает опыт, это приводит к тому, что поток отрывается от поверхности листа и сзади листа образуется скопление замедленной, остановленной и даже текущей навстречу потоку воды. Вязкое трение вызывает вращение частиц воды в пограничном слое. В нём образуются водяные вихри — водовороты. Пограничный слой эа листом расширяется, превращаясь в бурлящий след. Всё это видно на рисунке 10 справа. Давление в этом следе оказывается меньшим, чем в набегающем на лист потоке. Давления спереди и сзади теперь не уравновешены. Лист испытывает сопротивление текущей воды.
Это сопротивление, вызванное разностью давлении спереди и сзади погружённого в поток предмета, и назы -
Вается сопротивлением давления. Чем плотнее жидкость или газ, тем больше это сопротивление.
Дальнобойность артиллерии ограничивается сопротивлением воздуха, уменьшающим скорость выпущенного из пушки снаряда. Но чем меньше плотность воздуха, тем меньше сопротивление давления. Поэтому при стрельбе снарядами дальнего действия их заставляют подниматься как можно выше, где воздух более разрежён и где' сопротивление давления меньше.
С ростом скорости сопротивление давления быстро растёт. В быстром ручье устоять куда труднее, чем в спокойно текущей реке, если зайти на одну и ту же глубину.
Сопротивление давления во многих случаях гораздо больше вязкого трения, возникающего непосредственно у поверхности обтекаемого тела. Но не будь этого вязкого трения, сопротивление давления не возникло бы вовсе. Сопротивление жидкой или газообразной среды складывается, как мы видим, из двух частей: из силы вязкого трения в чистом виде и из сопротивления давления. Оба они вызваны внутренним трением в жидкости или в газе.
Чем больше оставляемый движущимся в жидкости или газе предметом след, тем больше сопротивление давления. Оно очень сильно зависит от формы движущегося в жидкости или газе предмета. У плоских предметов, расположенных вдоль потока, оно почти равно нулю, и всё сопротивление среды сводится к сравнительно небольшому вязкому трению о поверхность. Однако делать все предметы, предназначенные для движения в жидкости или газе, в виде плоских досок невозможно. Приходится уменьшать сопротивление среды, подбирая для них такую форму, Чтобы оставляемый предметом след был по возможности малым.
Посмотрите на подводную лодку (рис. И). У её корпуса плавная, как говорят, удобообтекаемая форма. Со - вротивление давления при движении такой лодки уменьшено почти до предела. Современные самолёты (и даже автомобили) тоже имеют обтекаемую форму. О™ напоминают рыб и парящих птиц, у которых обтекаемая форма выработалась естественным образом, как наиболее подходящая для плавания и быстрого полёта.
В шгоне за уменьшением сопротивления воздуха корпус самолёта не только делают удобообтекаемым, но и покрывают лаком, полируют. Это делается для того, чтобы устранить даже мельчайшие завихрения вокруг шероховатостей и неровностей поверхности и обусловленное этим сопротивление давления. Конечно, имеет смысл это делать только тогда, когда позаботились об обтекаемости формы самолёта в целом.
А бывает ли так, что выгодно ухудшить обтекаемость предмета? Оказывается, бывает. В современной авиации
Рис. 11. Подводная лодка, самолёт и птица имеют удобообтз - каемые формы. Сопротивление давления воды или воздуха при йх движении значительно уменьшено. |
Важную роль играет парашют. На чём основано действие парашюта? Человек, прыгнувший с самолёта без парашюта, падал бы на землю с большой скоростью. Скорость его свободного падения вначале растёт, но из-за сопротивления воздуха, вызванного наличием внутреннего трения и тоже растущего с увеличением скорости, последняя достигает уже после первых 700 метров падения своей наибольшей величины — около 60 метров в секунду. Само по себе падение с такой скоростью не опасно, но удар о землю оказывается безусловно смертельным. Парашют уменьшает скорость падения. Из-за большой поверхности (площадь парашюта — около 20 квадратных метров) и специально выбранной формы, напоминающей зонтик, обращённый куполом вверх, парашют обладает плохой обтекаемостью. Поэтому обтекаемость парашютиста с раскрытым парашютом резко ухудшается. Сопротивление воздуха с увеличением скорости растёт теперь гораздо быстрее — примерно в 100 раз. Поэтому наибольшая скорость падения устанавливается гораздо раньше' и имеет значительно меньшую величину. Падение происходит теперь со скоростью около 4—6 метров в секунду. Такое падение уже безопасно: удар о землю получается как при прыжке с высоты двух метров, т. е. легко переносимый.