СИЛЫ, ПОРОЖДЁННЫЕ ВЯЗКОСТЬЮ
Мы познакомились с законами, которым подчиняется сухое трение. Поговорим теперь об особенностях тормозящих сил в жидкостях и газах и рассмотрим вначале свойства вязкого трения в чистом виде.
Налейте в тарелку немного воды и опустите туда щепку. Подуйте на щепку — она поплывёт по воде. И даже если вы подули слабо, щепка всё равно сдвинется с места. Совсем иначе вела бы себя та же щепка, положенная на стол; чтобы сдвинуть её с места, нужно было бы подуть на неё довольно сильно.
В обоих случаях щепку тормозят силы трения; но когда щепка лежит на столе — на неё действует сухое
трение со стороты стола; когда же щепка плавает в воде — на неё действует жидкое трение со стороны воды. Главное отличие жидкого (вязкого) трения от сухого состоит в том, что не существует жидкого трения покоя. Как бы ни мала была сила тяги, она вызовет движение тела в жидкости. Чем меньше эта сила, тем медленнее будет плыть тело, но застоя всё же не будет. Трение покоя и вызываемый им застой — отличительное свойство сухого трения.
Вязкое трение возникает при движении твёрдых тел в жидкой или газообразной среде, например, ^ когда лодка или пароход плывут по реке, когда самолёт или
Птица летят в воздухе. Оно возникает и в тех случаях, когда сама жидкость или газ текут мимо неподвижных твёр - Рис. 9. Течение жидкости по трубе. ДЫХ тел.
Стрелками показана скорость течения Причина возник-
Слоёв< новения вязкого тре
Ния в обоих случаях одна и та же: трение между слоями жидкости или газа, текущими с разными скоростями, — так называемое внутреннее трение.
Если твёрдое тело движется в неподвижной среде, прилипший к нему слой воды или воздуха перемещается вместе с ним. При этом он скользит вдоль соседнего слоя. Возникает сила трения, увлекающая этот слой. Он приходит в движение и в свою очередь увлекает следующий слой и т. д. Чем дальше от поверхности тела, тем медленнее движутся слои жидкости или газа. Сила трения между слоями тормозит более быстрые слои и, значит, само твёрдое тело. Оно тормозится непосредственно вязким трением.
То же самое происходит, когда поток жидкости или газа течёт мимо неподвижного тела. В этом случае прилипший к поверхности тела слой неподвижен. Следующие слои движутся всё более быстро. Когда, например, вода течёт по трубе, то всего быстрее она движется в центре трубы (рис. 9).
Вязкое трение старается увлечь помещённое в поток тело. Чтобы оно оставалось неподвижным, его надо
удерживать с определённой силой, зависящей от силы вязкого трения.
Сила эта зависит от размеров поверхности тела, от скорости патока, а также от свойства самой жидкости или газа—от их вязкости. Чем более вязка жидкость, тем больше вязкое трение. У воды вязкость меньше, чем у канцелярского клея, а у клея — меньше, чем у, смолы.
Вязкость зависит от температуры жидкости. Почему, например, зимой мотор стоявшего на морозе автомобиля или трактора приходится разогревать? Делается это для того, чтобы согреть застывшее масло, залитое в мотор. Вязкость застывшего масла, а значит, и вязкое трение, испытываемое ходовыми частями мотора, так велики, что мотор не может быстро вращаться.
Наоборот, вязкость газов с понижением температуры падает.
Возникает интересный и очень важный для практики вопрос: насколько толст прилегающий к погружённому в поток телу слой жидкости (или газа), в котором скорость заметно меняется от внутренних участков к наружным? В самом деле, ведь только в этом слое возникают силы внутреннего трения, определяющие величину вязкого трения, действующего на тело. Там же, где слои жидкости текут с одинаковой скоростью, силы внутреннего трения отсутствуют. При этом жидкость, разумеется, не перестаёт быть вязкой.
Учёные провели необходимые расчёты и измерения, и оказалось, что для одного и того же тела толщина слоя зависит от вязкости жидкости и от её скорости. Если жидкость очень вязкая и течёт совсем медленно, область, где возникают силы вязкого трения, простирается далеко от границ тела. Скорости слоев потока становятся одинаковыми (и силы трения исчезают) только на большом расстоянии от поверхности тела. В этом случае скорость слоёв потока постепенно убывает, начиная со слоёв, далёких от поверхности тела.
Наоборот, если вязкость жидкости мала, а поток быстрый, скорость потока остаётся постоянной вплоть до расстояний, очень близких к поверхности. Вся область, где слои скользят друг относительно друга, сжимается в очень узкий слой, прилегающий к твёрдой поверхности. Этот слой называют пограничным.
То же самое получается, конечно, и тогда, когда твёрдое тело движется в спокойной жидкости или газе.
Когда самолёт летит в воздухе, его крылья увлекают за собой воздух. И вот, оказывается, что при планировании, когда пропеллер не будоражит воздух, скорость воздуха меняется на десятки метров в секунду на расстоянии всего в один миллиметр от крыльев. А на расстоянии нескользких сантиметров скорость воздуха уже практически равна нулю. В быстрых потоках маловязких жидкостей и газов внутреннее трение играет роль только в очень тонком пограничном слое, и вязкое трение, тормозящее тело, обусловлено только силами вязкости, возникающими в этом слое. За его пределами вязкость практически не играет никакой роли. Как раз в этом случае может приобрести значительную величину совсем другая тормозящая сила — сопротивление давления.