ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
В целях совершенствования системы управления охраной природы и регулирования использования природных ресурсов образован союзпо-республиканскпй Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возглавляющий единую систему государственных комитетов союзных республик по охране природы и органов этих комитетов в краях, областях, автономных республиках и округах, районах и городах. Госкомприрода СССР является центральным органом государственного управления и наряду с Советами Министров союзных республик несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в стране.
В качестве главных задач на новый комитет возлагается: осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработка и проведение единой научно- технической политики, координация деятельности министерств и ведомств в этой области;
Государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также общераспространенных полезных ископаемых;
Подготовка и представление в Госплан СССР предложений по вопросам охраны природы для включения их в проекты Основных направлений экономического и социального развития СССР, контроля за выполнением соответствующих заданий;
Разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, утверждение экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий;
Осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
Выдача в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) различных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром; утверждение расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
Руководство заповедным делом и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в стране, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги СССР;
Организация распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;
Планирование и осуществление сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями.
Признано целесообразным организовать при Госкомприроде СССР общественный совет для всестороннего, глубокого обсуждения крупных проблем природопользования и охраны окружающей среды и выработки рекомендаций по их решению.
Предусмотрено предоставить Госкомприроде СССР и ее органам на местах необходимые полномочия, и в частности право налагать запреты на строительство и реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов, осуществляемых с нарушением природоохранительного законодательства, приостанавливать работу предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды, предъявлять иски предприятиям и организациям, а также гражданам о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов.
За превышение допустимых выбросов (сбросов) и аварийное загрязнение с объединений, предприятий и организаций будет взиматься повышенная плата, источником которой является хозрасчетный доход коллектива. Признано необходимым образовать в Госкомприроде СССР резервный фонд охраны природы для выполнения непредвиденных работ за счет нормативов платы за выбросы, а также от средств,-'«взыскиваемых с нарушителей природоохранительного законодательства.
В целях улучшения координации и повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при- зпано целесообразным создать в системе Госкомприроды СССР Всесоюзный научно-исследовательский и информационный центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования. ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают, что успешное решение задач по улучшению всего дела охраны природы возможно только при условии резкого подъема экологической культуры и знаний в этой области.
Поддержаны предложения общественности о создании Союза обществ охраны природы СССР, специализированного издательства для выпуска научных, научно-методических, публицистических материалов и художественной литературы по охране природы, а также об организации выпуска с 1989 г. еженедельной газеты «Природа».
В целях обеспечения комплексного подхода к правовым вопросам охраны природы и с учетом требований Закона СССР
О государственном предприятии (объединении) решено подготовить проект Закона СССР об охране природы и внести его в 1989 г. в Совет Министров СССР.
Внутриведомственный контроль за охраной природы на предприятиях осуществляется Управлением охраны природы министерства, ведомства.
Служба охраны природы создана на предприятиях с целью улучшения работы по защите природы и рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению загрязнения водоемов и атмосферы промышленными сточными водами и газопылевыми выбросами.
Служба охраны природы работает в тесном контакте с органами Госкомприроды СССР, санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР, службой охраны труды предприятия, первичными организациями республиканских обществ охраны природы, с комиссиями и общественными инспекторами по охране природы и саннтарно-промышленной лабораторией предприятия, контролирующей загрязнение водоемов, воздуха и почвы промышленными выбросами.
Основные положения законодательства в области охраны окружающей среды указаны во Введении.
Важное значение имеют «Основы законодательства о здравоохранении», «Основы водного законодательства», «Основы законодательства о недрах, лесе, атмосферном воздухе, растительном и животном мире», а также законы об охране природы, принятые Верховными Советами союзных республик и содержащие разделы, посвященные охране окружающей среды.
Госстроем СССР и Госпланом СССР предусмотрено при строительстве предприятий окончание строительства очистных сооружений до ввода в действие основных производственных объектов.
Госстроем СССР установлены Строительные нормы и правила (СНиП), представляющие собой систему общесоюзных нормативных документов по проектированию и строительству, предусматривающих охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Силу правовых актов имеют «Правила эксплуатации установок очистки газа» и «Правила технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест».
Нормативная документация для объектов, имеющих важное и разностороннее народнохозяйственное значение, утверждается несколькими министерствами. Так, «Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» утверждены наравне с Минздравом СССР также Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхозом СССР) и Министерством рыбного хозяйства СССР (Минрыбхозом СССР).
В целях повышения научно-технического уровня и упорядочения разработки нормативно-технической документации по охране природы используются возможности государственной стандартизации.
Основными направлениями работ по стандартизации в области охраны окружающей природной среды являются: охрана вод, защита атмосферы, охрана и рациональное использование почв, земель, флоры (лесов) и ландшафтов. Все стандарты объединены индексом 17, содержащим в настоящее время около 70 ГОСТов.
В заключение следует отметить взаимосвязь охраны воздушного бассейна с охраной водных источников. Газопылевые выбросы загрязняют не только атмосферу, но и водоемы, растворяясь в них. И, наоборот, из сточных вод выделяются газы, загрязняющие атмосферу.