ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И НЖЕНЕРОВ-ХИМИ КОВ-ТЕХНОЛОГОВ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что задачи коренного повышения качества подготовки специалистов необходимо решать на основе укрепления связей высшей школы с производством, с практикой, создавая совместные учебно-про - изводственные комплексы вузов и предприятий. Примером этого может служить передача Ленинградскому технологическому институту целлюлозно-бумажной промышленности (ЛТИ ЦБП) Ленинградской бумажной фабрики № 1 им. М. Горького в качестве учебно-опытной экспериментальной базы на действующем оборудовании.
Решениями этого же Пленума рекомендуется создание научно - исследовательских институтов и лаборатории двойного подчинения (академий наук и Минвуза), а при разработке концепции экономического и социального развития СССР на период 1991—2005 годов намечается увеличение доли государственных ассигнований на развитие научных исследований в высшей школе. Предусмотрено существенное укрепление материальной базы высшей школы, разработка и расширение производства современных, отвечающих мировому уровню технических средств обучения, учебного и учебно-научного оборудования, коренное улучшение дела подготовки и издания учебников и учебных пособий.
Специалист подготавливается для производственно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструк - торской и исследовательской деятельности в области технологии очистки и рекуперации отходов промышленных производств и разработки экологически безопасных и ресурсосберегающих процессов.
Специалист предназначен для работы на промышленных предприятиях, в научных, конструкторских и проектных организациях в первичных должностях, предусмотренных для замещения специалистами с высшим образованием.
В соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства советский специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистско-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной социалистической интеллигенции.
Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины.
Советский специалист должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть специальностью, непрерывно пополнять знания, расширять общественно-политический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления трудовыми коллективами, навыками политико-воспитательной работы среди трудящихся.
Специалист должен знать:
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения производственных, проектных, конструкторских и научно-исследовательских задач;
Общеинженерные и общехимические дисциплины: инженерную графику, теплотехнику, основы энергохимической технологии, электротехнику и основы электроники, прикладную механику, общую и неорганическую химию, органическую, аналитическую, физическую и коллоидную химию, химические процессы и реакторы, общую химическую технологию и др.;
Специальные дисциплины, включая: введение в специаль
Ность, основы микробиологии и химии воды, промышленную экологию, технологию защиты окружающей среды, оборудование и основы проектирования, инженерную экологию и др.;
Физико-химические основы гидродинамических, тепловых, массообменных и реакционных процессов химической технологии, в том числе каталитических; методы химического и инструментального анализа веществ и контроля их качества;
Основы моделирования и оптимизации химико-технологических процессов; принципы построения технологических схем и выбора технологического оборудования процессов рекуперации, вопросы создания ресурсосберегающей технологии; расчет и конструкцию аппаратуры по улавливанию и переработке газообразных, жидких и твердых промышленных отходов; состояние и перспективы развития сырьевой базы отрасли и смежных отраслей промышлен
Ности; требования, предъявляемые к эффективности производства, качеству сырья и продукции;
Экономику отрасли и предприятия, основы организации, планирования и управления производством и качеством продукции; вопросы охраны труда; основы советского права, патентоведения и научной организации труда.
Специалист должен уметь:
Разрабатывать и внедрять технологию улавливания газообразных, жидких и твердых промышленных отходов, обеспечивая оптимальные условия ее осуществления на промышленных предприятиях; моделировать и математически описывать технологию рекуперации вторичных материалов промышленности; пользоваться современными методами контроля технологических операций улавливания и переработки;
Проектировать технологические системы и рекуперативные установки, производя необходимые расчеты и осуществляя авторский надзор за реализацией проектных решений; анализировать условия и режим работы технологического оборудования, оценивать уровень автоматизации и механизации процессов рекуперации;
Рассчитывать экономическую эффективность внедряемых технологических решений и проектов; проводить исследования и эксперименты в области улавливания и переработки вторичных материалов как в заводских, так и в лабораторных условиях и на опытно-промышленных установках; обрабатывать и анализировать полученные результаты;
Использовать современную вычислительную технику; осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
Владеть рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации.
Постановления партии и правительства ставят перед высшей школой новые задачи по дальнейшему расширению подготовки специалистов в области защиты окружающей природной среды, совершенствованию преподавания основ охраны природы, а такжё усилению научно-исследовательской работы в вузах по проблемам охраны, комплексного использования и восстановления природных ресурсов.
Этим требованиям отвечает новая специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
Проект нового учебного плана предусматривает 39 курсов, которые можно разбить на пять циклов: социально-экономический (600 ч.) с государственным экзаменом по научному коммунизму, общетеоретический (876 ч.), химический (1006 ч.), общеипженер - ный (1032 ч.) и специальный (707 ч.). Последний включает следующие дисциплины: введение в специальность, основы микробиологии и химии воды, основы промышленной экологии, технология защиты окружающей среды, оборудование и основы проектирования, дисциплины по выбору, инженерная экология, а также курсовую работу и курсовой проект и защиту дипломного проекта или дипломной работы с расширенным курсовым проектом.
Основной специальной дисциплиной является «Технология зашиты окружающей среды». Она преподается студентам в 7 и 8 семестрах и включает четыре части: «Технология защиты водных объектов», «Технология защиты атмосферного воздуха», «Технология рекуперации и утилизации твердых отходов производства», «Инженерное прогнозирование состава окружающей среды». Поданной объединенной дисциплине предусмотрены два экзамена и два зачета.
В качестве «дисциплины по выбору» в 9 семестре включена дисциплина «Охрана окружающей среды на промышленных предприятиях, в проектных и научно-исследовательских работах», которая подразделена на несколько направлений. Студент выбирает одно или два направления с учетом распределения на работу.
Ускорение и перестройка народного хозяйства требуют перестройки и высшей шчолы, направленной на повышение качества подготовки молодых специалистов. Ее особенность состоит в том, что часть обучения будет совмещаться с производительным трудом. Работа должна опираться на знания, и наоборот — знания должны интенсифицировать труд. Тогда труд будет и производительным, и профессиональным.
Имеется в виду расширение прав вузов в перестройке учебного процесса, развитие инициативы. Предполагается вводить дчнтельпую производственную практику, совмещая обучение с производительным трудом на рабочих местах.
С целыо повышения уровня профессиональной подготовки студентов и специалистов предусматривается увеличение общей |родолжительности производственной практики до 32 недель, результате которой каждый студент не только приобретает юочую профессию — лаборанта или оператора с получением 1остоверения о сдаче соответствующих экзаменов, но и проходит гажировку в отделе охраны окружающей среды или неноеред - !ценно на установках очистки и рекуперации промышленных выбросов.
Новый учебный план предусматривает значительное увеличение различных видов самостоятельной работы студентов (СРС) за счет сокращения числа часов аудиторных занятий. Она заключается в выполнении различного рода творческих заданий — рефератов, ответов на контрольные вопросы, практических расчетных заданий и экспериментальных работ, курсовых работ и проектов.
Всего на СРС по новому учебному плану отводится почти пятая часть общего числа часов.
Базой для организации подготовки специалистов нового профиля явились начатые 40 лет назад исследования воздушной среды на промышленных предприятиях. Некоторые технологические процессы целлюлозно-бумажной промышленности связаны с неизбежным выбросом вредных газов и сточных вод, поэтому логичным продолжением исследований явились работы по их очистке. Первые работы относятся к 1954 г., т. е. к периоду, когда вопросы очистки рассматривались как задачи второстепенного характера. Однако перспективность этих проблем была ясна уже тогда. В последующем сформировалось четыре направления исследований:
1. Технологические методы уменьшения производственных выбросов н утилизация ценных продуктов из них (ресурсосберегающая технология).
2. Очистка газопылевых выбросов.
3. Очистка сточных вод.
4. Прогнозирование допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Научная работа ведется в три этапа: теоретические разработки; проверка теоретических разработок на стендовых и опытных производственных установках, а также методами имитационного моделирования на ЭВМ; внедрение в промышленность.
В целях лучшего сочетания учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) с учебным процессов все больше включаются в задания элементы теоретических и экспериментальных исследований, выполняемые в лабораториях. Таким образом, научная работа органически входит в учебный процесс и становится наиболее надежным путем формирования у студентов навыков научно-исследовательской работы.
Студенты, снециализирующисся по очистке м рекуперации промышленных выбросов, проходят факультативную научно- исследовательскую лабораторию, где ведут научную работу при индивидуальной форме консультации и руководства со стороны преподавателей.
Большая часть лабораторных работ носит научно-исследовательский характер. Их количество составляет примерно 70 % от общего числа поставленных лабораторных работ.
С целью более глубокого изучения предмета студенты, помимо основной тематики, готовят небольшие доклады, с которыми выступают па лекциях или семинарах. Подготовка к этим 10— 15-минутным сообщениям ведется с использованием дополнительных литературных источников. На этих выступлениях студенты приобретают навыки работы с литературой, умение глубоко и логично мыслить, а также выступать публично.
Большой популярностью пользуются среди студентов ленинградских вузов ежегодные олимпиады по охране природы.
Формы связи научно-исследовательских работ студентов с учебным процессом зависят от степени их подготовки. Так, студенты I—III курсов получают главным образом теоретическую подготовку, а студенты IV—V курсов привлекаются к выполнению самостоятельных научно-исследовательских работ (НИРС) как непосредственно в лабораториях института, так и на предприятиях в период производственной практики, принимают активное участие в испытаниях многочисленных пилотных и опытно-промышленных установок.
Научно-исследовательская работа значительно повышает уровень подготовки студентов, расширяет их кругозор, знакомит с современными методами исследований, а также с новыми приборами и оборудованием.
Для повышения эффективности научно-исследовательских работ студентов и лучшего усвоения теоретических дисциплин (например, некоторых разделов прикладной математики, физической химии и др.) целесообразно привлекать к этим работам студентов младших курсов. Студенты, участвующие в научно - исследовательской работе младших курсов, значительно легче справляются с учебным процессом не только при выполнении дипломных работ (проектов), но также курсовых работ и других заданий. Следует отметить, что эти работы выполняются на значительно более высоком уровне и, как правило, представляются в качестве докладов на конференциях, а в дальнейшем — на городских или всесоюзных конкурсах. Лучшие работы награждаются дипломами. Высшая награда — медаль «За лучшую студенческую работу» на Всесоюзном конкурсе ЦК ВЛКСМ и Всесоюзного совета научно-технических обществ (ВСНТО).
Среди типовых курсовых проектов появились проекты, включающие элементы научной работы. Темы курсовых проектов обычно выдаются студентам перед технологической практикой. Одна из задач этой производственной практики — сбор материалов для курсового проекта, на что отводится определенное время. Поэтому студент имеет возможность провести некоторые исследования, результаты которых впоследствии включаются в курсовой проект.
Иногда для курсовых проектов предполагают темы, связанные с проектированием установок для учебных лабораторий. Так, спроектированы лабораторный вертикальный отстойник и установка для очистки серусодержащих сточных вод методом эвапорации.
Наиболее тесная связь научно-исследовательской и учебной работы студентов проявляется при выполнении дипломных работ и дипломных проектов с элементами исследования.
Часть преддипломной практики, имеющую исследовательский характер, студенты проходят не только на производстве, но и в кафедральных научных лабораториях. На преддипломную практику выдается индивидуальное задание каждому студенту,
И собранный материал он использует в дальнейшем при выполнении дипломного проекта (работы).
Около половины студенческих дипломных проектов (работ) в области охраны природы выполняется по заданию промышленности. Свыше 50 % студенческих дипломных проектов рекомендуется государственной экзаменационной комиссией к внедрению в промышленность и практику проектирования.
Свидетельством значительного масштаба научной деятельности студентов ЛТИ ЦБП является издание семи выпусков сборников студенческих научных работ «Очистка и^рекуперация промышленных выбросов целлюлозно-бумажного производства», а лучшие студенческие работы публикуются в межвузовском сборнике научных трудов «Охрана окружающей среды от загрязнения промышленными выбросами».