Научно-технический прогресс
В Программе КПСС, принятой XXVII съездом КПСС, указано: «Научно-технический прогресс должен быть нацелен на радикальное улучшение использования природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях — от добычи и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции» [1].
В то же время в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года» ставится задача: «Последовательно усиливать режим экономии, являющийся одним из важнейших факторов интенсификации производства. Превратить ресурсосбережение в решающий источник удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Добиться, чтобы прирост потребностей в топливе, энергии, сырье и материалах на 75—80 процентов удовлетворялся за счет их экономии... Настойчиво добиваться рационального и экономного расходования всех видов ресурсов, снижения их потерь, ускоренно осуществлять переход к ресурсосберегающим и безотходным технологиям. Значительно улучшить использование вторичных ресурсов и отходов производства, развивать производственные мощности по их переработке, совершенствовать организацию сбора вторичного сырья...» [2].
Перестройка народного хозяйства, охватывающая все стороны нашей жизни и деятельности, требует перестройки и высшей школы. Главная задача высшей школы — поднять качество подготовки специалистов, в частности «...усилить экологическое воспитание будущих специалистов, их ориентацию на рациональное и комплексное природопользование» [3]. В связи с этим важное значение приобретает и подготовка специалистов по инженерной защите природной среды.
Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что перестройка образования занимает особое место в комплексе задач, которые решаются партией на современном этапе: «Цель осу-
Ществляемых преобразований состоит в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и воспитания молодежи... создать тем самым необходимые условия для ускорения социально-экономического и духовного прогресса советского общества...» и далее «...обеспечить перелом в перестройке народного образования в соответствии с решениями XXVII съезда партии, положениями Программы КПСС» [4].
Задачей общей части курса «Введение в специальность» является изучение основ информатики и библиографии, культуры умственного труда и вопросов социальной психологии, охраны окружающей среды на современном этапе научно-технического прогресса и рационального использования природных ресурсов.
В специальной части курса рассмотрены источники загрязнения окружающей среды и основы создания ресурсосберегающей технологии. Обсуждены также вопросы технологии очистки отходящих газов и сточных вод.
Содержание учебника соответствует типовой программе курса «Введение в специальность», утвержденной Минвузом СССР.
Главы 1, 3 и 4 написаны Г. В. Стадницким, предисловие, введение, главы 5—7, приложения — В. Ф. Максимовым, глава 2 — В. Г. Смирновой, параграфы 5.4, 6.3, 7.1 — Г. В. Максимовым.
Авторы благодарны сотрудникам библиотеки Ленинградского технологического института целлюлозно-бумажной промышленности В. В. Никифоровой и С. Ю. Малышевой и рецензентам за ценные советы и будут весьма признательны за практические замечания и предложения, направленные на улучшение содержания учебного пособия.
В связи с бурным развитием промышленности возникла проблема охраны окружающей человека природной среды от загрязнения промышленными выбросами, представляющего существенную опасность для здоровья людей. Такие глобальные изменения в биосфере (среде жизни человека), как накопление углекислого газа в атмосфере, повышение фона радиации, резкое сокращение зеленого покрова земного шара и т. д., могут нарушить экологическое [5] равновесие или даже прервать нормальный ход планетарных процессов и вызвать опасность для самого существования жизни на Земле.
Максимов В. Ф., Стадницкий Г. В.