ДЕРЕВО УСТУПАЕТ МЕСТО ЛЁГКИМ СПЛАВАМ
До середины пятидесятых годов катеростроители старались избегать стали, как строительного материала для корпуса. Такие параметры, как грузо-пассажировмес - тимость, скорость, габариты и подъёмный вес всегда находились в остром противоречии, а сталь с её большим удельным весом материала отнимала большую часть полезного водоизмещения. Такое положение часто делало невыполнимыми требования технических заданий.
С освоением легких сплавов, в частности алюминиево-магниевого сплава, в качестве строительного материала для корпуса катера весьма успешно решался вопрос по замене дерева в катеростроении.
Менялась принципиальная технология, внедрялись прогрессивные методы постройки.
Первенцем легкосплавного катеростроения на предприятии был малый корабельный рабочий катер проекта 338. Главным конструктором этого и последующих проектов рабочих катеров был H. A. Макаров.
Катер проекта 338 создавался для установки его на построенных кораблях нового типа - ракетном крейсере проекта 58 и на ракетном эсминце проекта 61, позже переклассифицированном в большой противолодочный корабль.
Когда создавался катер проекта 338, у заказчика было намерение сделать его унифицированным рабочим катером для кораблей второго ранга, но из-за того, что он получился на 0,5 м больше катера проекта 386К по длине и не размещался на серийных эскадренных миноносцах проектов ЗОбис и 56, от этого намерения пришлось отказаться.
Зато для последующего поколения кораблей второго ранга катера проекта 338 и его модификации стали единственными корабельными рабочими катерами, по крайней мере, на ближайшие 45 лет.
Малый корабельный рабочай катер проекта 33S. (S,5m, 4.2т. 23л. с., 6,5уз) |
Катер проекта 333 на ходовых испытаниях |
Как у проекта 386, у катера проекта 338 также была водолазная модификация - проект 338В.
Новый рабочий катер по сравнению с катером проекта 386К заказчику понравился больше, у него на два человека была больше пассажировместимость при практически одинаковых остальных характеристиках. Но основным преимуществом нового катера был материал корпуса - лёгкий сплав, а это ремонтопригодность за счёт сварки, лучшая огнестойкость, проще уход за счёт нерассыхаемости корпуса и очистка от грязи.
Несмотря на то, что катер был построен ещё в середине 1959 года, а испытания начались в ноябре, сдача его заказчику была осуществлена только летом 1960 года, этому препятствовали погодные условия и ледостав.
Большой корабельный рабочий катер проекта 337 (70,9м, 9.9т, 23л. с., 7.0 уз) |
Одобрив технико-эксплуатационные качества нового катера, Военно-Морской Флот выразил желание иметь аналогичный большой корабельный рабочий катер из лёгкого сплава, вместо серийного деревянного проекта 387.
Проект нового большого корабельного рабочего катера из лёгкого сплава получил номер 337.
В октябре 1961 года закончились государственные испытания, и корабли первого ранга получили новый рабочий катер.
Этот катер обладал всеми достоинствами, о которых говорилось выше про проект 338, а, кроме того, по всем показателям превзошёл своего предшественника - катер проекта 387. При тех же габаритах и одинаковой пассажировместимости он
Испытания катера проекта 337на непотопляемость
Был на 1,5 т легче, подъёмный вес на 2 т меньше, дальность плавания увеличилась в два раза до 400 миль. Грузоподъёмность и пассажировместимость варьировались от состояния погоды: при состоянии поверхности моря до 5 баллов — 3,75 т груза или 50 человек, при состоянии моря до 3-х баллов -6т груза или 80 человек. Привлекательным было и то, что катер имел воздушные отсеки в носу и в корме, что делало его практически непотопляемым при полной заливаемости грузовых отсеков. В процессе испытаний при наполнении отсеков водой до стадии перелива катер сохранял плавучесть и не утратил положительную остойчивость.
Принятый на вооружение в 1961 году катер находился в постройке в течение
17 лет до 1978 года и был весьма популярен в Военно-Морском Флоте из-за своей простоты в эксплуатации, надёжности и безотказности в работе.