СЖИГАНИЕ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА В ТОПКАХ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ
СЖИГАНИЕ КАМЕННОГО УГЛЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СХЕМАХ ТРАНСПОРТА ПЫЛИ К ГОРЕЛКАМ
В замкнутых схемах лылеприготовлеппя с транспортом пыли к горелкам горячим воздухом количество воздуха в запыленном сушильном агенте составляет 15—25% общего, подаваемого в топку. Измерения показали, что избыток воздуха в запыленном сушильном агенте, подаваемом в топку через специальные сопла, аСир = 2)5^-3,0.
При коэффициенте избытка воздуха в топке, рассчитанном на поданное топливо,
От = (ХгТ]ц~^с&сбр (1 —т|ц) +Аат = 1 >2 - г-1,25,
Где г]ц—доля топлива, идущая в основные горелки (к. л. д. пылевого циклона); Дат—'присосы в топку, и - при неизбежно существующей неравномерности распределения «пыли и воздуха по горелкам отдельные горелки работают с недостатком воздуха (аг<1,0). В этих условиях в зоне активного горения и вблизи боковых экранов образуется окись углерода СО (см. рис. 6-1), что является одной - из основных 'причин возникновения газовой коррозии [9, 10] и нарушения надежной работы парогенератора.
Для нормальной работы топочной камеры при - современном состоянии котельно-вспомогательного оборудования средний коэффициент избытка воздуха в соответствии с ОСТ - по выбору п расчету горелок должен составлять аг~1,05, что соответствует ат=|1,25-г-1,30. По условиям работы тягодутьевых средств такой избыток воздуха в топке при номинальной нагрузке трудно достижим. Кроме того, увеличение ат привело бы к уменьшению экономичности работы парогенератора за счет повышения потерь тепла с уходящими газами и расхода электроэнергии па собственные нужды.
Для улучшения воздушного 'баланса и уменьшения возможности образования газовой коррозии экранных поверхностей, как уже отмечалось в гл. 6, целесообразно весь воздух, необходимый для горения, подать в топку через основные горелки.
Одним из способов осуществления этого принципа является транспорт пыли к горелкам сушильным агентом. Эта схема получила широкое распространение прежде всего при сжигании высокореакционных топлив, а также на некоторых парогенераторах производительностью не более 64 кг/с (230 т/ч) при сжигании антрацита.
Исследованиями [8, 14, 43 и др.] установлено, что паилучшие экономические показатели при работе вихревых горелочных устройств достигаются при подаче воздуха, необходимого для горения, через горелки. Кроме того, при транспорте пыли высокореакционпых топлив с
-пониженной влажностью горячи<м воздухом возможно загорание пыли' в пылепроводах.
Для решения 'вопроса о 'преимуществах и целесообразности выбора; схемы подачи пыли к горелкам - были 'проведены сравнительные доследования сгорания каменного угля Львовско-Волынского месторождения в топочных камерах /при транспорте пыли горячим воздухом и сушильным агентом на двух парогенераторах ТП-100, оборудованных 16 однотипными пылеугольными вихревыми двухулиточными горелками.
Основные конструктивные характеристики исследованных горелок и компоновки их в топке приведены в табл. 1-1.
Для обеспечения надежной и длительной работы насадок и амбразур трубы пылевоздушной смеси утоплены примерно на 300 мм [23].
Запыленный сушильный агент сбрасывается в топочную камеру через щелевые горелки, расположенные на боковых стенах на отметке 14950 и наклоненные вниз на угол 30°
Поскольку при расчетной температуре горячего воздуха /г. в=380°С происходило загорание пыли в пылепроводах, она была снижена примерно до 200 °С добавлением холодного вздуха на ВСАС вентилятора горячего дутья (ВГД). Температура пылевоздушной смеси при этом составляла около 140°С.
При транспорте пыли к горелкам сушильным агентом температура пылевоздушной смеси составляла 60—90 °С.
Пределы изменения режимных параметров, а также характеристики топлива и золы в период проведения испытаний приведены в табл. 1-3.
Основное влияние на величину механического и химического недожога оказывает коэффициент избытка воздуха [47]. Изменение соотношения скоростей вторичного и первичного воздуха в диапазоне №2/^1 = 1,1-г-1,6 практически не влияет на экономические показатели работы котла. Однако, учитывая влияние этого соотношения на развитие процессов перемешивания и воспламенения [43] и необходимость поддержания №2/^1>1»0 при сниженных нагрузках, целесообразно считать оптимальным соотношение находящееся в интервале
1,3—1,5 (V? 1 = 23 м/с). Влияние теплового напряжения топочного объема в пределах 0,097—0,147 МВт/м3 и при #90—23ч-34% на потери с механическим недожогом практически не обнаружено во всем диапазоне изменения режимных параметров [47].
При транспорте пыли сушильным агентом оптимальный коэффициент избытка воздуха в топке схт =1,15 (соответственно коэффициент избытка воздуха в горелке аг~1,05). При этом потери тепла от механического недожога <74 составляют примерно 0,4%, а потери тепла от химической неполноты сгорания <73 отсутствуют (рис. 7-1, кривые 2).
При транспорте пыли к горелкам горячим воздухом коэффициент избытка воздуха в топке ат, равный 1,15, не оптимален и даже при ат~1,2 значение <74 превышает потери от механического недожога, полученные при транспорте пыли сушильным агентом. Если учесть, что доля сушильного агента, подаваемого в топку, составляет примерно 20%, а присосы в топочной камере Аат достигают примерно 8%, то при ат^1,2 средний коэффициент избытка воздуха в горелках аг не превышает 0,9. Горелки работают с недостатком воздуха, что и служит основной причиной повышенного значения ^4. Кроме того, при ат^1,16, (аг^1,0) появляются потери тепла от химической неполноты сгорания (рис. 7-1, «ривые /).
При пониженных теплонапряжениях топочного объема равных 0,116 МВт/м3 (нагрузка блока А^^'160 МВт), коэффициент избытка воздуха в топке приближался к оптимально[3]Му и составлял примерно 1,27, а потери от механического недожога <74 около 0,8%.
Анализ полученных зависимостей* (рис, 7-1) показывает, что наиболее экономично парогенератор работает при подаче всего воздуха, необходимого для горения, непосредственно -в горелки. При транспорте пыли сушильным агентом :к. п. д. брутто парогенератора при оптимальных режимных параметрах выше примерно на 1,3%.
%
Рис. 7-1. Кривые изменения экономических показателей парогенераторов ТП-100 при транспорте пыли к горелкам горячим воздухом (У) и сушильным агентом (2) (?» = 0,097 4-0,134 МВт/м3; Я02/им = 1.3-г-1,6; Я9о = =23+34%) |
Кроме того, при транспорте пыли сушильным агентом применяется одиовентиляторная схема пылеприготовления (без ВГД). Это, естественно, уменьшает затраты и на вспомогательное оборудование, снижает удельные расходы электроэнергии на собственные нужды и увеличивает к. п. д. нетто парогенератора.
Схема транспорта пыли к горелкам не оказывает существенного влияния на работу топочной камеры. В обоих случаях - коэффициент шлакоулавливания составлял примерно 10%. В диапазоне нагрузок 0,65—1,0 номинальной наблюдалось уетройчивое вытекание жидкого шлака при транспорте пыли к горелкам как сушильным агентом, так и горячим воздухом.
Сравнение данных о сжигании каменного угля в топках парогенераторов ТП-100 при транспорте пыли к горелкам сушильным агентом с данными при подаче пыли горячим воздухом показали, что оптимальный коэффициент избытка воздуха в топке при подаче пыли горячим
Воздухом составляет ат= 1,25-?* 1,3, а при транспорте пыли сушильным агентом ат=1,15. Это соответствует коэффициенту избытка воздуха в горелках в обоих случаях аг= 1,05ч-1,1. При транспорте пыли к горелкам сушильным агентом к. п. д. брутто парогенератора выше примерно на 1,3%.
Щ При сжигании высокореакционных топлив с низкими температурны-
Ми характеристиками плавления золы (/3=|1350°С) обеспечивается 9 жидкое шлакоудаление при обеих, схемах до нагрузок 0,65 номинальной.
При транспорте пыли к горелкам сушильным агентом работа парогенератора по условиям взрывобезопасности более - надежна.
Следовательно, для исследова-нных топлив эта схема подачи пыли к горелкам наиболее целесообразна.