ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Модернизация линий резиносмешения и освоение Резиносмесителей большой единичной мощности
На ОАО «Нижнекамскшина» установлены отечественные и импортные линии резиносмешения с применением смесительного оборудования большой единичной мощности с объемом смесительной камеры 620 л. Для эффективного использования дорогостоящих линий резиносмешения проводились исследования по повышению их работоспособности и надежности.
Изучение достаточно длительного этапа эксплуатации этих линий позволило осуществить модернизацию технологической линии резиносмешения начиная с подготовительно-
Го производства [14]. Так, было выявлено, что центральная зона загрузки каучуков имеет значительное количество конструктивных недоработок - щели и цепи напольных щелевых конвейеров засорялись техуглеродом, являющимся легкопы - лящим наполнителем. В результате щелевой конвейер часто выходил из строя. Поэтому для формирования навески каучуков предложено использовать контрольные ленточные весы резиносмесителя.
Было выяснено, что система транспортирования порошкообразных и гранулированных материалов подвесными толкающими конвейерами является работоспособной, хотя и не позволяет производить подачу контейнеров из-за опасности «хлопков» и «возгораний» о которых будет далее сказано подробнее. По этой причине мягкие вставки на течке были заменены на токопроводящую резину; по боковинам верхнего пресса закрепили направляющие, что исключило возникновение искр при ударе пресса о стенку; на кожухах в районе хода верхнего пресса были установлены нейтрализаторы статического электричества НСЭ-400. Это снизило частоту «хлопков» и «возгораний» в 9 раз.
По освоенной на ОАО «Нижнекамскшина» схеме доработка резиновых смесей после резиносмесителя Р-620 производится на экструдере с гранулирующей головкой 20'724”; после отечественного резиносмесителя 620-50 - на РСНД 530/ 660 и после Р-270 - на экструдере 15718". Гранулированная смесь обрабатывается раствором ПАВ, для которого предусмотрена замкнутая система циркуляции.
С вибротранспортера, на котором удаляется избыток ПАВ и частично нестандартные по размерам гранулы («шелуха»), ленточным транспортером гранулы подаются в охлаждающий барабан. На импортном оборудовании производится повторная обработка гранул раствором ПАВ в баке погружения, и шнековым конвейером или ленточными реечными транспортерами гранулы подаются в охлаждающий барабан. Если смесь изготавливается на отечественной линии, то повторная обработка гранул не производится. В обоих случаях охлажденные гранулы поступают по системе пневмотранспортера в барабаны хранения.
Доработка смесей в некоторых случаях осуществляется в экструдерах 20’724" и 15’718м, оснащенных валковыми головками. Листованная резиновая смесь подается на установку фестонного типа (УФТ), где обрабатывается раствором ПАВ, охлаждается, сушится и укладывается в поддоны, которые системой транспортеров подаются на склад готовых смесей.
На ОАО «Нижнекамскшина» проведена большая работа по существенному улучшению освоенной технологии. Так, на рези но сместите лях Р-620 и отечественном 620-50 был осуществлен перевод гидропривода нижнего затвора и запирающего устройства на пневматическую систему, что позволило сократить простои на 30%, отказаться от импортной гидроаппаратуры и запасных частей, обеспечить экономию смазочных материалов в количестве 15 т в год.
Замена системы управления верхним затвором на отечественную пневмоаппаратуру облегчила обслуживание и ремонт оборудования, перестали наблюдаться случаи отказов клапанов управления. С целью сокращения брака резиновых смесей и простоев оборудования изменена конструкция планки запирающего устройства нижнего затвора резиносмесителя и вибропитателя техуглерода. Установка предохранительного сектора на запирающем устройстве смесителя предотвращает срезание термопар при сбое в работе нижнего затвора и планки. Дополнительные уплотнения на шибере вибропитателя и замена сайлентблоков на подшипники скольжения предупреждает просыпание сажи.
Для облегчения обслуживания насосов системы автоматического регулирования температуры камеры роторов и горбуши нижнего затвора резиносмесителя их проектная вертикальная компановка была заменена на горизонтальную. При этом прекратились выходы из строя электродвигателей нижних насосов из-за попадания воды с сальников верхних.
Большие проблемы возникали из-за нестабильности давления резиновой смеси перед гранулирующей решеткой экструдера. Нестабильность давления резиновой смеси приводила к образованию большого количества «шелухи», которая выбрасывалась вентилятором охлаждающего барабана на кровлю корпуса; забивала канализацию и отверстия желоба шнекового конвейера; засыпала электродвигатели откачивающих насосов, вследствие чего ПАВ не отводился в бак погружения и попадал на ленточные реечные транспортеры и барабаны охлаждения гранул. Для стабилизации величины давления резиновой смеси перед гранулирующей решеткой была произведена доработка цилиндрической конечной части червяка экструдеров, а на спирально расположенные отверстия гранулирующей решетки был установлен ряд заглушек.
Замена пневмоаппаратуры толкателей экструдера на отечественную и переход на шаровую систему крепления штока пневмоцилиндра к грузу дало возможность отказаться от импортных запасных частей, сократить простои оборудования на 5-7% от общих простоев линии. Для увеличения надежности работы системы управления толкателями РСНД она была переведена с гидравлики на пневматику.
Сокращение простоев системы пневмотранспорта гранул и снижение потребности в запасных частях достигнуто за счет: подъема на 1.5 м откачивающих насосов ПАВ, вибросита и шнекового конвейера; замены импортного вариатора шнекового конвейера на отечественный мотор-редуктор; исключения роторных питателей из схемы подачи гранул с охлаждающих барабанов в систему пневмотранспорта.
С целью отказа от импорта дорогостоящих транспортеров при отсутствии отечественных аналогов на объединении была изготовлена оснастка для производства специальной ленты реечного конвейера, а изменение конструкции приемника реечных транспортеров и установка дополнительного уплотнения ликвидировали потери резиновой смеси из-за просыпания гранул. Снижение слипаемости гранул, происходившее из-за срыва слоя изоляции ПАВ острыми кромками винтовых ребер при вращении барабана, было достигнуто зачисткой этих кромок.
Сокращение простоев смесительного оборудования произошло из-за установки компенсаторов на трубопроводах системы подачи гранул. Это привело к предупреждению заклинивания роторов диверторов, приводимых в действие от пневмоцилиндров.
Одним из путей повышения эффективности работы смесительного оборудования большой единичной мощности является увеличение загруженности резиносмесителей. С этой целью на ОАО «Нижнекамскшина» проведена модернизация системы подачи гранул путем врезки в систему пневмотранспорта соответствующих диверторов, благодаря чему гранулы из первой секции барабанов хранения могут срабатываться не одним, как по проекту, а двумя резиносмеси - телями. Кроме того, произведен монтаж дополнительной системы подачи гранул с отечественного резиносмесителя 620-50 на единственную секцию барабанов хранения маточных смесей.
Значительной реконструкции подверглись УФТ фирмы «Шлиссер», предназначенные для охлаждения листованных резиновых смесей: осуществлен переход с гидропривода на пневмопривод системы управления туннельной цепью, изменена конструкция и форма направляющих штанг. Удаление подшипников и пневмоцилиндров из рабочей зоны укладки листов обеспечили надежность в работе и простоту в обслуживании. Простои сократились на 3-5% от общих простоев УФТ. Еще большего сокращения простоев УФТ (на 15- 20% от общих) было достигнуто установкой на узле петлеобразования двух толкателей (пневмоцилиндров), передающих ленту резиновой смеси синхронно с шагом цепи. Существенно повысилась работоспособность УФТ двух линий и при замене туннельной цепи с шагом 38,1 мм цепью с шагом 50,8 мм, с изготовлением звездочек и «чашек» под цепью. Стабильность работы УФТ одной линии была достигнута внедрением простой и надежной конструкции без откидных штанг с тяговой цепью. Большие трудности при эксплуатации УФТ возникали из-за постоянного выхода из строя электродвигателей погружных микронасосов подачи ПАВ на изоляцию резины и насосов откачки ПАВ из сливной ванны. Проблему удалось решить путем замены их на отечественные вертикальные погружные с одновременным выносом насосов за пределы УФТ.
Неработоспособность транспортеров отбора поддонов с резиновой смесью от УФТ и подачи пустых поддонов к УФТ, нестабильность перемещения поддонов потребовали разработки и внедрения новой системы привода несущей цепи взамен роликов из капролактама. Достигнута высокая надежность работы в автоматическом режиме и простота обслуживания подъемно-опускных секций транспортеров путем замены электромеханического винтового редуктора на пневматический. Установка же дополнительных рольгангов и отбойных роликов на малоходимых крестообразных секциях транспортеров снизила трудоемкость ремонта, предотвратила скручивание несущей цепи при подаче поддонов. На установке УФТ была произведена и замена гидропривода стола подъема поддонов на гидропривод, используемый на сборочных полудорновых станках, вследствие ненадежной работы импортных проектных гидроприводов и отсутствия специальных отечественных аналогов.
Проведенная за годы эксплуатации реконструкция УФТ фактически привела в появлению новой установки, оснащенной в основном отечественным оборудованием и характеризующейся высокой степенью надежности и простотой эксплуатации.
В процессе освоения смесительного оборудования большой единичной мощности существенной модернизации подверглось оборудование бункерного склада техуглерода и система его подачи. В самом начале периода освоения обнаружилась неработоспособность ленточной элеваторной системы техуглерода с конвейеров фирмы «Саймон-Карвз» на систему «Чиба». Это послужило причиной ее замены на винтовые конвейеры, поставленные фирмой «Фата».
Для достижения стабильности в работе отечественного резиносмесителя 620-50, а также ввиду неработоспособности проектной контейнерной загрузки расходных бункеров техуглерода был осуществлен переход на его подачу ленточными конвейерами фирмы «Саймон-Карвз» и произведена замена питателей техуглерода на скребковые типа «Супер-Флоу».
Склад готовых резиновых смесей испытывался в полуавтоматическом режиме. В процессе пуско-наладки была произведена замена конструктивно недоработанных роликовых конвейеров на цепные. Выяснилось, что для стабильной работы склада необходимо строгое соблюдение габаритных размеров поддонов для резиновой смеси, что возможно лишь при циркуляции поддонов в пределах склада без их передачи в цеха-потребители.
Таким образом, опыт пуска и освоения сложного смесительного оборудования большой единичной мощности импортного и отечественного исполнения показал необходимость реконструкции оборудования, модернизации неработоспособных узлов и механизмов с целью повышения стабильности работы оборудования и его комплектования запасными частями отечественного производства.