ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Изготовление протекторов и боковин шин на базе новых каучуков
Протекторные смеси с использованием в качестве дополнительной каучуковой компоненты новых марок эластомеров Фирма Тудьир" за последние пять лет провела огромный цикл работ по совершенствованию своих резиновых смесей.
В журнале "Эластомеры" [77] сообщается, что эта фирма создала автомобильные шины, обеспечивающие снижение потребления горючего и в связи с этим загрязнения атмосферы. Так, niHHa'lnvicta GFE" позволяет на 4 % снизить потребление бензина за счет пониженного сопротивления качению. Шина создана с использованием специальных полимеров, полученных фирмой Тудьир" на собственных химических предприятиях. Достижения в создании энергосберегающей шины тем более значительны, что не приводят к уменьшению износостойкости и сцепных свойств шин.
Данная публикация прошла в 1991 году. Однако фирма продолжила свои изыскания и добилась еще более впечатляющих результатов. Так, ею в 1991 году заявлен патент [78], в котором предлагается покрышка с основанием протектора из резиновой смеси, вулканизуемой серой и включающей один или более диеновый каучук (НК, СКИ, 1,4-цис-полибутадиен, СКС, изоп- рен-стирол-бутадиеновый каучук, 3,4-полиизопрен) в количестве 50-95 частей и 5-50 частей 1,4-транс-полибутадиена с содержанием не менее 70 % транс-звеньев.
В другом патенте [79] фирма Тудьир" для снижения сопротивления качению при приемлимых показателях износостойкости и тяго-сцепных свойств радиальных шин предлагает включать в протекторную резиновую смесь комбинацию каучуков состава (части): 10-80 диенового каучука - НК, 1,4-цис - СКД, СКС, 3,4 - СКИ; 1,2 - СКД с содержанием 50-80 % 1,2-винильных групп и 20-90 частей тройного сополимера изопрена, бутадиена, стиро-
119
Ла. В патенте приведено 5 рецептов с различными по микроструктуре тройными сополимерами. Отмечается улучшение показателей сопротивления качению, проскальзыванию на мокрой дороге и износостойкости протектора после пробега 55 тыс. км новых резин по сравнению с контрольной резиной на основе НК и маслонаполненного СКС в комбинации 50/50.
Той же фирмой "Гудьир" сообщается в патенте [80], что опытные шины с новым протектором имеют на 9 % сниженное сопротивление качению, и на 8 % улучшение сцепления с мокрой дорогой в сравнении с контрольной шиной при одинаковой износостойкости протекторной резины. Протекторная смесь включает следующую комбинацию каучуков (части): 5-25 3,4- полиизопрена; 20-60 1,4-цис-полиизопрена (НК) и 10-50 других каучуков, например СКС растворной или эмульсионной полимеризации; СКД; сополимер изопрена с бутадиеном; сополимер изопрена, бутадиена и стирола.
В вышерассмотренном патенте в комбинации каучуков для протекторной смеси фигурирует сополимер бутадиена с изопреном в количестве 10-50 мас. частей. В своей последней разработке эта фирма для понижения сопротивления качению, улучшения сцепных свойств и повышения износостойкости предлагает комбинацию изопренбутадиенового каучука с температурой стеклования от - 70° С до -100° С в качестве основного компонента и диенового каучука с температурой стеклования от -5° С до -30° С и натурального каучука. Специально оговаривается, что разница по температуре стеклования изопрено - вого и диенового каучуков была не менее 40° С. В качестве диенового каучука рекомендуется использовать 3,4-полиизопрен, сополимер изопрена и стирола, а также полибутадиен с высоким содержанием винильных звеньев.
Натуральный каучук (1,4-цис-полиизопрен) является основным каучуком в комбинации с другими в патенте фирмы "Гудь - ир" [81] на протектор грузовых шин с пониженным теплообра-
120
Зованием в нем при сохранении хороших показателей износостойкости и сцепления с влажным дорожным покрытием. Протекторная смесь включает (части): 20-60 НК; 20-60 СКС растворной полимеризации с содержанием 15-25 % стирольных звеньев и менее 15 % винильных звеньев; 10-30 1,4-цис-полибутади - ен; а также 45-55 части высокоструктурного технического углерода (масляное число 120-140, адсорбция йода 120-160 м2/г).
Как и в патенте [80], так и в патенте [82] для изготовления протектора в комбинацию каучуков рекомендуется вводить 3,4- полиизопрен (5-35 части) в сочетании с 5-30 частями СКД (>95 % 1,4-цис звеньев), 20-90 частями сополимера 5-70 % стирола, 20-70 % изопрена и 10-60 % бутадиена. В сополимере 10-50 % бутадиеновых звеньев являются винильными; 10-40 % изопре - новых звеньев имеют 3,4-конфигурацию; сумма винильных и
3,4- звеньев в сополимере составляет 20-90 %. Температура стеклования сополимера равна -5° С -70° С, 3,4-полиизопрена - 15° С - ь -20° С. Вязкость по Муни 3,4-полиизопрена лежит в пределах 70-90 ед., а содержание 3,4-звеньев 40-70 %. На 100 частей такой комбинации каучуков в резиновую смесь можно вводить до 25 частей других диеновых каучуков (1,4-цис-поли - изопрен, растворный СКС и полибутадиен со средним содержанием винильных звеньев, эмульсионный полибутадиен).
Серные вулканизаты протекторной смеси имеют высокие показатели тангеса механических потерь при 0° С и низкие при 60° С, что обеспечивает шинам хорошее сцепление с влажной дорогой и низкое сопротивление качению.
Фирма "Гудьир" обнаружила интересный факт, о котором сообщается в четвертом номере журнала "Сырье и материалы для резиновой промышленности" за 1998 год. Оказывается, что для получения протекторных резин с повышенными показателями прочности, сопротивления раздиру, износостойкости и сцепных свойств необходимо использовать диеновые каучуки звездчатой структуры. Такая топологическая структура полу-
121
Чается, если синтез диеновых каучуков осуществлять с помощью полилитиевого инициатора полимеризации. Полилитие - вый инициатор получается при взаимодействии алкиллитиево - го соединения и ненасыщенного углеводорода с алкильными или арильными атомами Н в присутствии замещенного фенок - сида щелочного металла и тетраметилэтилендиамина при температуре 100-150° С. Отмечается, что такие каучуки имеют хорошие технологические свойства.
В ФРГ также получили патент [83] на использование 3,4- полиизопрена в протекторах шин. Удивительно, но даже дозировка 3,4-полиизопрена в пределах 5-35 частей близка к дозировкам этого каучука в патенте [80] (5-25 частей) и патенте [82] (5-35 частей). Содержание 3,4-звеньев в 3,4-полиизопрене должна быть в пределах 55-75 % (в [82] - 40-70 %). Температура стеклования 3,4-ПИ лежит в пределах 0-25° С, Мп>200000; К§<1,8. Кроме 3,4-полиизопрена резиновая смесь должна содержать 95-5 частей обычных каучуков (СКС растворный или эмульсионный, СКД, НК или их смеси). Резиновая смесь обеспечивает получение протекторов шин с повышенным сопротивлением мокрому скольжению при сохранении сопротивления истиранию и сопротивления качению.
Фирма "СП Рейфенверке" разработала протекторную резину тоже с повышенным сопротивлением мокрому скольжению, но уже с пониженным сопротивлением качению ("Сырье и материалы для резиновой промышленности", 1998, №3, с. 146). Для этого она должна содержать комбинацию каучуков из СКС растворной полимеризации с температурой стеклования -15° - -30° С; эмульсионного СКС с температурой стеклования -25° С
- -55° С; 3,4-полиизопрена и цис - СКД, наполненную белой сажей в сочетании с техническим углеродом.
Японские исследователи запатентовали [84] оригинальную протекторную резиновую смесь, которая может содержать до 50 частей бутилкаучука (10-50 ч.); 30-90 частей натурального
122
Каучука или каучука с высоким содержанием 1,4-цис-бутадие- новых звеньев; и 0-60 частей одного или более каучуков из группы, включающий СКД с не менее, чем 20 % 1,2-винильных звеньев в бутадиеновой части и СКИ с не менее чем 20 % 1,2- и
3,4-звеньев.
Другой подход к созданию протекторных резин с улучше - ными показателями влажного сцепления, сопротивления качению и износостойкости продемонстрировала японская фирма "Иокогама Раббер" ("Сырье и материалы для резиновой промышленности", 1998 г., № 3, с. 145). В отличие от многих вышерассмотренных патентов она избрала не путь изменения конфигурации звеньев традиционных стереорегулярных цис-кау - чуков, а путь изменения химической структуры концевых звеньев СКС каучуков, путем добавления к ним разных функциональных групп: диметилникотинамидных, тетраметилмочеви - ных, тетраметиламиноацетоамидных, метилпирролидоновых, метилкапролактамовых, диэтиламинобензофеноновых, и дифе - нилметандиизоцианатных. Такие СКС содержат 35-80 % ви - нильных звеньев в бутадиеновой части и 10-40 % связанного стирола. Комбинацию каучуков из НК и модифицированного СКС наполняют белой сажой и техническим углеродом.
Наряду с фирмой "Гудьир" компания "Бриджстоун" также активно работает в области рецептуростроения шинных резин. Близкую к отечественной комбинации каучуков протекторных смесей она заявила в патенте [85]. В этом патенте беговая часть протектора изготавливается из резиновой смеси, включающей (части): 0-25 каучука с более чем 70 % изопреновых звеньев (НК, СКИ, сополимер изопрена с другими мономерами) и 100- 75 бутадиенового с 75-90 % 1,4-транс звеньями. М* такого каучука составляет 250000, а лежит в пределах 1,2-1,9. По прочностным показателям и эластичности при 25° С новые резины находятся на уровне контрольных. Опытные шины по износостойкости протектора превосходят контрольные на 13-70 %; по
123
Сопротивлению проскальзыванию на мокром асфальте при скоростях 40-100 км/ч на 1-22 %.
К сожалению, отечественная промышленность выпускает только 1,4-цис-полибутадиены, а выпуск литиевого бутадиенового каучука марки СКБМ, в котором содержится около 60 % транс-структур, прекращен.
В другом патенте этой компании [86] протекторная смесь содержит 60-100 частей галоидированного СКС с 0,001-0,03 г - экв. (на 100 г. каучука) п-галоидметилбензоильных групп формулы ХН2-С-СбН5-С(0)-0-, где X - атом С1, Вг, I, Б; 40-0 частей второго диенового полимера (НК, СКИ, СКС, СКД). Кроме того в смеси содержится 0,3-10,0 диамина, напр., гексаметилендиа - мина. Полученные резины обладают повышенной термостойкостью и износостойкостью. Данный патент практически повторяет ранее указанный патент [55] этих же авторов.
Другой патент японских авторов [87] предлагает резиновую смесь для протекторов автомобильных шин с высокими показателями прочности, сопротивления истиранию, хорошим балансом сопротивления качению шин и сопротивления проскальзыванию на мокрой дороге на основе 5-95 частей СКС растворной полимеризации (содержание стирольных звеньев 50-60 %, содержание бутадиеновых звеньев 1,4-транс-конфигурации 75-95 %) и 95-5 частей другого диенового каучука с температурой стеклования ниже -60° С (например СКД). Данный состав смеси напоминает некоторые рецептуры ОАО "Нижнекамскшина", однако отечественная промышленность не выпускает СКС с таким высоким содержанием транс-звеньев бутадиеновой части. Обращает внимание тот факт, что и патент [85] также основан на применение каучука с высоким содержанием 1,4-транс звеньев бутадиена.
Улучшить износостойкость протектора без снижения прочностных свойств предлагается в японском патенте [88], когда вместо одного бутадиен-стирольного каучука используется смесь двух бутадиенстирольных каучуков имеющих разное содержание стирольных звеньев. Так, смешивают 50-85 % частей натурального каучука (и/или СКИ) с 5-20 частями СКС с содержанием стирола 35-50 % и 5-45 частями СКС, содержащего 15- 30 % стирольных звеньев. При этом количество последнего каучука должна быть равно или больше количества первого СКС.
Резиновые смеси для изготовления боковин шин
Количество патентов по боковинам шин значительно уступает количеству патентов по протекторам шин. Это обусловлено двумя основными причинами. Первая причина связана с тем, что пробег шин обусловлен в основном износостойкостью протектора, а вторая причина вызвана тем, что расход топлива и безопасность движения автомобиля напрямую связана с сопротивлением качению и сцеплению с дорогой, что также зависит от состава резины протектора и его конфигурации. Тем не менее очевидно, что состав резины боковины шины также влияет на долговечность шины и технико-экономические показатели автомобиля, хотя и в меньшей степени.
Анализ материала по составу резин для боковин шин показывает, что для повышения их усталостной выносливости предлагается использовать полибутадиены с очень высоким содержанием 1,4-цис звеньев [27, 48], хотя в американском патенте [89] в резиновую смесь для боковины шины и рекомендуется вводить небольшие количества (5-10 частей) 1,4-транс-поли - бутадиена. Остальная каучуковая компонента (90-95 частей) может быть из другого каучука: НК, СКИ, цис-СКД, СКС, 3,4-полиизопрен, сополимер стирола, изопрена и бутадиена. Содержание 1,4-транс звеньев в полибутадиене составляет 75-85 %, а молекулярная масса Мп равна 205000. Доказывается, что резины такой смеси обладают повышенным сопротивлением разрастанию трещин. Высокое же сопротивление раздиру и утомлению достигается при содержании 30-70 частей транс-полибутадиена в резиновой смеси.
Во многих патентах просматривается очевидная идея поднять усталостную выносливость боковин путем использования в них каучуков, стойких к окислительной деструкции. Это углеводородные каучуки с небольшой степенью ненасыщеннос - ти или полностью ненасыщенные.
В патенте фирмы "Эксон" [90] предлагается боковину изготавливать из двух слоев. Наружный слой толщиной 0,8-2,0 мм изготовлен из резины на основе сополимера изобутилена и а-метилстирола. Внутренний слой боковины толщиной 1,0-2,0 мм изготовлен из каучуков общего назначения.
Эта фирма разработала резину для боковины шин на основе комбинации натурального каучука и статистического сополимера изобутилена и параметил-стирола со степенью полидисперсности Mw/Mn<6, Мп>25000 и содержанием брома 1-7,5 процента ("Сырье и материалы для резиновой промышленности", 1998 г., № 1, с. 149). Резина содержит в качестве наполнителя технический углерод или белую сажу, а в качестве вулканизующих агентов - смесь стеарата цинка с серой.
В журнале "Rubber Development" [91] подчеркивается, что наиболее высококачественные боковины получаются из комбинации натурального каучука и СКЭПТ. Это и снижает стоимость шины, и повышает ее работоспособность.
К этому же выводу пришла и компания "Униройл Кемикл", получив патент [92] на резиновую смесь для боковин шин. Резиновая смесь включает 100 частей комбинации каучуков из 10- 90 частей тройного сополимера этилена, пропилена и несопряженного полиена, предпочтительно 5-этилиден-2-норборнена, с молекулярной массой Mw>6105 и 90-10 частей высоконенасыщенного каучука, например, НК, СКИ, СКД, СКС и СКН. Вулканизация такой резиновой смеси осуществляется серно- перекисной системой.
Российские ученые, имея ограниченный ассортимент новых марок синтетических каучуков, проблемы повышения усталостных свойств резин для боковин шин Р решают путем направленного изменения фазовой структуры смеси с целью достижения бимодального распределения частиц дисперсной фазы по размерам и определенного соотношения их по модулю относительно модуля среды [93]. Для этого в базовой смеси на основе 50 частей СКИ-3 и 50 частей СКД заменяли часть каучука СКИ-3 на бутадиен-стирольный СКС-30АРК. Применение парной комбинации каучуков с разной энергией когезии для создания дисперсной фазы позволило увеличить усталостную выносливость по сопротивлению многократному растяжению в 2,5 раза (с 30,2 до 75,2 тыс. циклов). Прочность при этом сохранилась. Отработан конкретный рецепт резиновой смеси для боковины.