ШИНЫ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА
Этилен-пропилен-диеновые каучуки
Последние новации в производстве СКЭПТ за рубежом связаны не столько с изменением химической структуры этого типа каучука, сколько с внесением технологических новшеств в процесс его получения, и собственно, объемов его производства.
Обычно данный вид каучука производится либо по растворной, либо по суспензионой технологии. Сейчас некоторые фирмы предпринимают активные попытки внедрить газофазную технологию, несмотря на некоторые ее очевидные недостатки. В первую очередь это относится к немецкой фирме "Bayer AG” (г. Леверкузен), и американской ’’Union Carbide Corp.” (г. Седрифт, Техас). Американская компания первая начала производство газофазного СКЭПТ мощностью 90 тыс. тонн в год. Первый, пробный пуск производства в 1997 году, основанного на процессе Unipol, оказался не совсем удачным и обошелся в 12 млн. долларов. Сейчас компания заявила, что все проблемы на предприятии решены, новая технология требует меньше времени на получение СКЭПТ и потребляет значительно меньше энергии в сравнении с растворной и суспензионной технологиями. Помимо этого СКЭПТ получается в гранулированной форме и более однороден по составу при прочих равных показателях.
Многие производители СКЭПТ стали вместо катализаторов Циглера-Натта использовать металлоценовые и другие одноступенчатые катализаторы. Фирма "Du Pont Dow" (г. Плаку - мен, Луизиана, США) была первой, которая запустила производство СКЭПТ, основанное на технологии Insite (1997 год, 90 тыс. тонн).
Почувствовав спрос на рынке, эта фирма во второй половине 1999 года запустила в городе Тэрнойнцене, Голландия вторую установку по выпуску СКЭПТ (типа Nordel) данной технологии. Катализатор Insite имеет в основе циклопентадиенило - вое кольцо, связанное с титаном. Модифицируя катализатор, путем замещения атомов водорода кольца, можно производить разнообразное количество марок СКЭПТ. Экологически важно, что эта технология получения СКЭПТ не требует использования воды для нейтрализации или отмывки катализатора с полимера.
Помимо вышеназванных компаний, производящих СКЭПТ с использованием металлоценовых катализаторов, нужно отметить еще фирму "DSM" (Голландия), разрабатывающую низковалентный металлоценовый катализатор Lovacat, применимый при температуре реакции ниже 100° С, что приводит к снижению затрат на охлаждение мономеров.
Японская компания "Mitsui Chemical" разработала получение СКЭПТ путем применения триеновых составляющих катализатора. Производство СКЭПТ мощностью 20 тыс. тонн началось в 1999 году.
В Италии компания "Enichem S. p.a." инвестировала 10 млн. долларов в пилотную установку по производству двойного эти - лен-пропиленового каучука (СКЭП) с использованием одноступенчатого металлоценового катализатора. Компания предполагает выйти на рынок с новым видом каучука Dutral в 2000 году. Компания рассчитывает на опережающий рост спроса на СКЭП по сравнению с другими видами СК и считает, что, вполне
Возможно, именно этот вид каучука станет "каучуком следующего десятилетия".
К 2000 году объем производства СКЭПТ с применением металлоценов будет составлять 12-15 % от всего объема производства.
Продолжаются работы по модификации катализаторов Циглера-Натта для производства СКЭПТ. Компания "DSM" в г. Гелина, Голландия запустила новую линию по производству СКЭПТ с улучшенным катализатором, который позволяет контролировать образование высокомолекулярной фракции ММР.