АВТОМАТЫ ЗАЩИТЫ
Н |
А сцену, где были размещены какие-то приборы, вышел лектор.
— В баке, который стоит на столе,— начал лектор,— налит бензин. Лучшее средство вызвать пожар — это бросить туда спичку. Сейчас я это и сделаю. — Он быстро зажёг спичку и бросил её в бак. Из бака вырвалось большое пламя, но затем что-то зашипело и пламя погасло.
— Что такое?—сказал лектор и зажёг вторую спичку.
— Это опасно, не надо этого делать, — послышалось из зала.
Но лектор неумолимо повторил тот же опыт. Опять вырвалось пламя из бака и опять что-то помешало развиться пожару.
— Не правда ли, кто-то упорно мешает мне сделать пожар?— сказал лектор.
Так начиналась одна из лекций, призванная показать силу одного из возможных автоматов защиты.
Зная, как работает фотоэлемент, понять сущность такого опыта чрезвычайно просто. Как только пламя и дым, вырвавшись из бака, пересекают создаваемый особым осветителем луч света, падающий на фотоэлемент, включается известное уже нам реле. Реле включает кран баллона с углекислым газом, и последний гасит пожар.
Естественно, что на практике в промышленности довольно часто применяются автоматы, предохраняющие от пожара. Некоторые из них устроены очень просто.
Так, в ряде производств — бумажных, текстильных и других — применяются следующие противопожарные
Автоматы. По потолку охраняемого от пожара помещения проводится ряд труб, снабжённых ответвлениями и заканчивающихся специальными форсунками, то-есть распылителями. Если в помещении начинается пожар, то легкоплавкие вставки, закрывающие выходные отверстия форсунок, нагреваются и плавятся; включаются насосы, и потоки воды устремляются в горящее помещение. Так было спасено от пожара не одно здание.
В быту многие пользуются электрическими предохранителями, работа которых основана на этом же свойстве металла плавиться при нагревании. Эти предохранители, или, как их часто называют, «пробки», охраняют электрическую сеть от слишком большого тока. Такой ток вызывает большой нагрев электрических проводов, что может привести к пожару. Маленькие скромные автоматы защиты играют, таким образом, большую роль в нашей повседневной жизни.
При работе ряда машин, особенно таких, как турбины, электрогенераторы, осевые компрессоры и насосы, возникает опасность, что скорость вращения некоторых деталей увеличится до недопустимых значений. Это может произойти при резком сбросе нагрузки (например, при авариях).
При чрезмерной скорости вращения каких-либо частей машины в них возникают недопустимо большие центробежные силы, вызывающие их разрушение. Для предотвращения таких разрушений машина снабжается очень простым и надёжным устройством, приведённым на рис. 18.
Во вращающийся вал машины, в котором сделаны отверстия, вставляются грузы. Грузы удерживаются в этом отверстии пружиной. Если число оборотов машины перейдёт допустимый предел, то центробежная сила настолько возрастёт, что пружина уже не сможет удерживать грузы в отверстиях, они выйдут из своих углублений и заденут за особый крючок. Последний заставит работать тормозной механизм или реле, которое через вспомогательное устройство моментально прекратит подачу энергии к машине и тем самым остановит её.
Общеизвестно, что для обеспечения нормальной работы многих машин требуется непрерывная смазка. Для того чтобы предохранить выход машины из строя по причине недостатка смазки, применяют автомат, показанный на рис. 19. При протекании масла по трубопроводу в достаточном количестве особый поплавок, находящийся внутри трубы, всплывает и поворачивается вокруг ушка, с помощью которого он прикреплён к трубе. Внутри такого поплавка помещён ртутный выключатель описан-
Валмашты Рис. 18. Автомат защиты для предохранения от повышенных оборотов машины. |
Ного выше типа. Выключатель жёстко скреплён с поплавком. В силу этого, когда поплавок всплывает, ртуть не замыкает (не соединяет) контакты выключателя.
Рис. 19. Автомат защиты, предохраняющий от прекращения Смазки. |
Когда же подача масла прекратится, поплавок под влиянием силы тяжести опустится вниз, в результате чего ртутные контакты замкнутся. Это значит, что электрическая цепь, в которую включён ртутный контакт, окажется также замкнутой и по ней потечёт ток.
Это вызовет, как говорят, «срабатывание» описанного нами ранее реле. Подвижная часть реле (якорь) переместится и через вспомогательные механизмы немедленно остановит машину, находящуюся в опасности.
Весьма благородную роль. выполняет автомат защиты, предохраняющий рабочего, работающего на прессе.
При работе пресса имеются опасные места, случайное нахождение в которых может вызвать увечье рабочего.
Приводной дал пресса Толкатель Рис. 20. Схема защитного устройства при работе на прессах. |
Для того чтобы избежать несчастных случаев, применяют особое автоматическое устройство, схема которого показана на рис. 20.
Мы видим, что луч света от лампочки проходит через опасную зону и попадает на фотоэлемент. При этом по катушке реле протекает ток, и управляющий работой пресса толкатель удерживается в вертикальном положении. Если рабочий нажмёт на пусковую педаль, кулачковая муфта будет сцеплена и электрический мотор, приводящий в действие пресс, окажется включённым.
Если же рабочий случайно попадёт в опасную зону, то он загородит свет, падающий на фотоэлемент. Тогда по катушке реле ток не будет протекать. Благодаря этому пружина переместит толкатель в крайнее левое положение. В результате кулачковая муфта разъединится и пресс остановится. Тем самым рабочий будет защищён от несчастного случая.
Наконец, рассмотрим автомат, который сам производит остановку поезда, если машинист не заметил закрытого семафора (рис. 21). Работает такой паровозный автомат следующим образом. Осветительная лампа, находящаяся на паровозе, с помощью призмы направляет свой
Рис. 21. Схема автостопа на железной дороге. |
Пучок света через выходные отверстия прибора под определённым углом. Если путь свободен, то такой пучок света не оказывает действия на движение поезда. Если же семафор закрыт, то зеркало, связанное с его крылом, отражает луч, посланный лампой. Этот луч попадает через другое отверстие защитного аппарата на фотоэлемент, установленный на паровозе. Под действием фотоэлемента срабатывает реле, включающее тормоза. Поезд останавливается.
Много автоматов защиты устроено так, что рабочий не может сделать неправильной операции. Так, например, в ряде случаев нельзя включить рубильник или особый
Большой масляный выключатель электрической сети, если эта сеть заземлена или ремонтируется.
Различных автоматов защиты, применяемых на практике, очень много, и все они приносят большую помощь человеку в его работе.