АТОМНАЯ БОМБА
Первая «атомная бомба», сброшенная утром 5 августа 1945 г. на японскую военно-морскую базу Хиросима, по сообщениям прессы, состояла как раз из урана с весом 235.
Действие этой бомбы состоит в том, что в ней в определённый момент начинает итти цепная реакция деления урана, которая протекает так быстро, что носит характер взрыва. Заметим, кстати, что такую бомбу правильнее называть «ядерной», а не «атомной бомбой», но это последнее название уже укоренилось и вряд ли стоит его менять.
Выделяющееся при взрыве огромное количество гепла приводит к таким же следствиям, как и при взрыве обычных взрывчатых веществ. В силу колоссального нагрева, вблизи от бомбы образуется очень высокое давление воздуха, и из этой области начинает итти взрывная волна, приводящая к разрушению зданий и других объектов. При взрыве должна получаться очень высокая температура, повидимому, превосходящая миллион градусов (напомним, что температура поверхности Солнца равна 6 000 градусов). При такой температуре все тела испаряются. Поэтому в области, близ* кой к месту взрыва, могут произойти дополнительные разрушения. Далее, как мы уже говорили, осколки ядер урана очень радиоактивны. Поэтому, если все ядра в одном килограмме урана разделятся, радиоактивность продуктов деления будет такой же, как радиоактивность, примерно, миллиона килограммов радия. Получающиеся же при радиоактивном распаде альфа - и бета-частицы очень вредно действуют на организм.
В сообщении президента Соединённых Штатов Америки Трумэна указано, что первая «атомная бомба», сброшенная на Хиросиму, по своему действию эквивалентна взрыву 20 ООО тонн тринитротолуола.
В результате взрыва этой бомбы город Хиросима был очень сильно разрушен, и из 250 тысяч его жителей свыше 100 000 человек было убито и ранено. Взрыв сопровождался ослепительной вспышкой, видимой на расстоянии в 200 км, а столб дыма и пыли после взрыва поднялся до 10—15 километров в высоту.
9 августа 1945 г. на японский город Нагасаки была сброшена вторая «атомная бомба», вызвавшая, примерно, такие же разрушения, как и первая. Несмотря на это, по американским сообщениям, вторая бомба весит значительно меньше первой и состоит, повидимому, не
2Л5
Из урана 92.
«Атомная бомба» несомненно является грозным оружием, но всё же переоценивать её действие не следует. Не нужно, в частности, думать, что при взрыве уничтожаются все люди, живущие на расстоянии в несколько километров (сообщения такого рода появлялись в иностранной печати). Для того чтобы показать, насколько такое утверждение преувеличено, достаточно привести един пример. В Нагасаки «атомная бомба» взорвалась на расстоянии 800 метров от тюрьмы, где находились пленные английские и американские солдаты; при этом в результате взрыва из 211 пленных погиб лишь
31 человек.
Ещё до начала боевого применения «атомных бомб» одна такая бомба была в опытных условиях подорвана
55
16 июля 1945 г. в одном пустынном районе Соединённых Штатов Америки. Бомба была укреплена на стальной башне, а наблюдатели находились на расстоянии 9 км от места взрыва и дальше. Вспышка от взрыва, который был произведён ранним утром, осветила холмы, находившиеся на расстоянии 35 км, как в яркий солнечный полдень, и была видна на расстоянии до 250 км. От стальной башни после взрыва не осталось и следа — она испарилась. Наблюдатели, находившиеся в §км от места взрыва, взрывной волной были сбиты с ног.
Очень характерно, что даже учёные и инженеры, конструировавшие «атомную бомбу», не могли заранее угадать, каково будет действие взрыва и не знали даже, произойдёт ли он вообще. Поэтому перед опытным взрывом 16 июля они спорили о том, что произойдёт. Это вполне понятно.
Цепная реакция деления урана является сложным явлением, где не всё заранее может быть учтено уже потому, что при взрыве получаются такие высокие температуры и давления, с которыми на Земле раньше дела никогда не имели.
Для того чтобы дать почувствовать, какие совсем необычные обстоятельства существенны для цепной реакции деления урана, приведём один пример. Эта реакция, как оказывается, не может итти, если размер куска урана 41 меньше определённого размера, называемого критическим. Объясняется это тем, что нейтроны, достигая краёв куска урана, выходят из него и таким образом не производят дальнейшего деления ядер; следовательно, если кусок урана слишком мал, го цепная реакция итти не будет.
Возьмём теперь кусок урана с размером, большим критического размера. В этом случае достаточно одному нейтрону попасть на уран, чтобы реакция начала бурно развиваться. Один же нейтрон в уране всегда найдётся — для этого есть много причин; достаточно напомнить, что нейтроны получаются в результате ряда ядерных превращений, вызываемых альфа-ча - стицами, испускаемыми ураном. Поэтому хранить уран 21 в количестве, большем критического, нельзя — он взорвётся.
56
До сих пор мы рассказали лишь о том, как используется ядерная энергия изотопа урана с весом 235. Из тонны урана получается лишь семь килограммов
2^5
Урана 92, и отделение этого изотопа представляет собою задачу, хотя и решённую, но крайне трудную. Килограмм урана 292 обходится, повидимому, значительно дороже 2 ООО тонн угля, которым он равен по^ количеству запасённой энергии. Возникает вопрос — нужно ли обязательно разделять изотопы и нет ли более простых способов использования энергии атомного ядра?
Установлено, что высвободить ядерную энергию урана возможно и без разделения изотопов. На первый взгляд вообще может показаться, что цепная реакция просто должна итти в природном уране. Выше было объяснено, почему реакция не идёт в уране 292. Но почему же в природном уране не делится весь находящийся в нём уран 292 ?
Дело оказывается в том, что уран 2Ц, составляющий 99,3 процента природного урана, может захватывать нейтроны относительно небольшой энергии, в несколько вольт или десятков вольт. При таком захвате
238
Деление ядер урана 92 не происходит, а образуется изотоп урана с весом 239, который затем радиоактивным путём превращается сначала в нептуний, а потом — в плутоний; об этой цепи превращений мы уже говорили раньше. В результате энергичного захвата нейтронов ураном 292 они не могут вызывать деление урана 292 и, таким образом, цепная реакция не идёт. Но этой беде всё же можно помочь.
238 о
Уран 92 захватывает нейтроны с энергией от нескольких вольт до нескольких десятков вольт; более медленные нейтроны, могущие вызывать деление урана 292 изотопом урана с весом 238 энергично не захватываются. Поэтому, для того чтобы цепная реакция в природном уране всё же происходила, достаточно добиться очень быстрого замедления нейтронов
В уране. Если нейтроны удастся очень быстро замедлить, то они будут лишь совсем недолго обладать энергией в несколько вольт или десятков вольт и большинство из них не будет захвачено ураном 292 • Замедлившись же, эти нейтроны могут вызывать деление урана 292 . При этом делении получится по два-три быстрых нейтрона на каждое разделившееся ядро; эти нейтроны, в свою очередь, будут быстро замедлены и вызовут деление новых ядер и т. д. Конечно, некоторая часть нейтронов всё же будет захвачена ураном Ц, что приведёт в конечном счёте к образованию плутония.
Для того чтобы достигнуть быстрого замедления нейтронов в уране, нужно смешать уран с большим количеством какого-либо лёгкого вещества, точнее, вещества с небольшим атомным весом. Замедление нейтронов происходит просто потому, что, сталкиваясь с ядром, нейтрон отдаёт ему часть своей энергии. При этом нейтрон отдаёт тем большую часть энергии, чем легче ядро, с которым он сталкивается.
Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить, что стальной шарик, столкнувшись со значительно более тяжёлым шариком, отскочит от него, почти не потеряв энергии. Еслн же сталкиваются два одинаковых шарика, то при лобовом ударе движущийся шарик остановится, а шарик, вначале покоившийся, начнёт двигаться.
Лучшим замедлителем нейтронов с этой точки зрения должен быть легчайший элемент — водород. Однако, водород для наших целей не подходит, потому что нейтроны в водороде не только замедляются, но и поглощаются, — нейтрон, соединившись с протоном, может образовать ядро тяжёлого водорода, т. е. дейтон. Поэтому нужно брать не водород, а тяжёлый водород и другие возможно более лёгкие элементы. По практическим соображениям лучшими замедлителями нейтронов являются тяжёлый водород в виде тяжёлой воды и углерод в виде графита (графит — это чистый углерод; применяется, например, для изготовления карандашей); остальные лёгкие элементы более редки и поэтому 58 дороги. Впрочем, тяжёлая вода также дорога, и потому в Америке в смеси с ураном для замедления нейтронов используется, главным образом, графит. Для того чтобы нейтроны сильно не поглощались графитом, он должен быть очень чистым.
Итак, смешав природный уран с достаточным количеством графита, можно вызвать цепную ядерную реак-
Рис. 20. Цепная реакция в смеси природного урана с замедлителем. Осколки деления не показаны. |
Дию и тем самым высвободить ядерную энергию. При этом существуют способы замедлять течение цепной реакции и тем самым избегать взрыва.
Установка, в которой уран смешан с замедлителем* получила название уранового «котла».