ИЗОТОПЫ
Уран, который образуется при бета-распаде протактиния 914 имеет свой заряд 92, но вес его равен 234. Между тем, выше уже несколько раз указывалось, чтр вес ядра урана равен 238.
В чём же здесь дело?
Объяснение состоит в следующем: химические свойства атома полностью определяются зарядом его ядра — об этом уже говорилось; вес же ядра, с точки зрения химических свойств, значения не имеет. Поэтому, если бы ядра данного элемента были двух сортов, одни полегче, а другие потяжелее, то это осталось бы незамеченным. Точнее, химическими способами отделить такие различные ядра друг от друга невозможно.
И вот изучение радиоактивности показало, что в действительности именно так дело и обстоит — ядра очень многих химических элементов бывают разных сортов, отличающихся своим весом. Атомы или ядра 16
Данного химического элемента, имеющие разный вес, называются изотопами.
Уран с весом 238 и уран с весом 234 — это два изотопа урана, которые нам уже известны. Торий, который получается при альфа-распаде урана (см. выше), имеет вес 234, между тем в природе встречается преимущественно торий с весом 232. Можно привести ещё много таких примеров, но мы не будем сейчас этого делать, так как Об изотопах речь ещё будет итти. Важно только отметить, что явление радиоактивности, помимо всего прочего, привело к открытию изотопии, т. е. к открытию того факта, что атомные ядра при определённом заряде могут иметь различный вес. Это заключение было сделано в 1910 г. английским физиком и химиком Содди.
До того, как явление изотопии было полностью понято, различные изотопы радиоактивных элементов получили специальные названия. Так, например, изотоп тория с весом 232 был назван торием, а изотоп того же тория с весом 230 назван ионием. Изотоп полония с весом 218, который получается при альфа-распаде радона (см. выше), был назван радием А, полонием же называли лишь изотоп элемента полония с весом 210.
Все эти названия сохранились и до сих пор, так как они имеют не только историческое, но и известное практическое значение. Дело в том, что радиоактивные свойства различных изотопов данного элемента не одинаковы. Так, например, изотоп тория с весом 232 распадается гораздо медленнее (примерно в 200 000 раз медленнее) иония, т. е. изотопа тория с весом 230. Изотоп полония с весом 210 распадается в 64 000 раз медленнее радия А, т. е. изотопа полония с весом 218. Кроме того, например, изотопы тория с весом 230 и 232 распадаются с испусканием альфа-частиц, между тем как изотоп тория с весом 234 испускает бета-частицы. Таким образом, для того, чтобы охарактеризовать радиоактивный элемент, обязательно нужно либо привести его специальное название, либо указать вес того изотопа, о котором идёт речь. Мы поступаем согласно второму способу, т. е. всегда указываем вес изотопа, а специальных названий изотопов не приводим.
2 В. Л. Гинзбург И
Теперь пора ответить на вопрос, который, быть может, уже возник у читателя. Если уран распадается, то почему же мы находим сейчас уран на Земле? Почему он уже давно весь не распался? Ответ на этот вопрос очень прост: уран распадается крайне медленно. Возьмём, например, кусок урана и попытаемся установить, через какое время вес этого куска урана уменьшится вдвое из-за распада ядер урана? Это время равно четырём с половиной миллиардам лет.
Из приведённых цифр ясно, что уран распадается так медленно, что с момента образования Земли он не успел распасться даже на одну четверть.
Ведь Земля существует не вечно, она образовалась примерно миллиард лет тому назад, отделившись от Солнца, или каким-либо другим путём (физические процессы, в результате которых образовалась Земля, в точности ещё не установлены). Происхождение урана относится поэтому к самым отдалённым временам, когда ещё не образовалась солнечная система. Об условиях, в которых уран тогда находился, мы знаем очень мало, и проследить дальше историю урана, также как и историю других элементов, пока ещё не можем.
Радий распадается гораздо быстрее, чем уран — количество радия уменьшается вдвое за 1590 лет. Поэтому радий, который был на Земле при её образовании, давным-давно распался; весь радий, имеющийся на Земле в настоящее время, получился радиоактивным путём в результате распада урана. Три звена в этой цепи образования радия из урана мы уже знаем:
(уран) 2| -* (торий) 2|4 + (гелий)
(протактиний) ^-{-электрон.
(уран) ^-(-электрон.
(уран) 2\ (торий) 2|о+(гелий) і
(радий) ^ 4- (гелий)
(радон) 222+(гелий)
Радон в свою очередь также распадается; последующие элементы продолжают распадаться, пока не получится свинец 282 , который уже больше не распадается. Этим и заканчиваются превращения урана.
Радий, также как другие недолго живущие элементы, получающиеся из урана, присутствует в природе лишь в урановой руде. Количество радия в руде определяется отношением скорости распада радия к скорости распада урана и составляет 3,5 десятимиллионных долей количества урана. Эта цифра равна отношению 1590 лет, в течение которых наполовину распадается радий, к 4,5 миллиардам лет, в течение которых наполовину распадается уран. Для получения одного грамма радия приходится поэтому перерабатывать
7 тонн лучшей урановой руды, содержащей 42% чистого урана. Поскольку радий распадается гораздо быстрее урана (в 2 800 000 раз быстрее), количество альфа-частиц, испускаемых в секунду граммом радия, несравненно больше (тоже в 2 800 000 раз), чем количество альфа-частиц, испускаемых граммом урана. Поэтому открытие в 1898 г. радия французскими физиками Пьером и Марией Кюри было большим шагом вперёд.
Один грамм радия в 1 секунду испускает 37 миллиардов альфа-частиц; это число в 20 раз больше всего населения земного шара. Нужно, впрочем, иметь в виду, что фактически из кусочка радия наружу выходит гораздо меньше альфа-частиц, чем в нём образуется. Дело в том, что альфа-частицы очень сильно поглощаются веществом. Поэтому наружу (в воздух) выходят лишь частицы, образовавшиеся в тонком поверхностном слое радиоактивного вещества.