ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ
Более половины земляных работ на Волго-Доне было произведено мощными землеройно-транспортными машинами — скреперами и бульдозерами. Что же представляют собой эти машины? Как они работают?
Скрепер — это прицепная землеройно-транспортная машина; назначение её — срезать грунт с разрабатываемого участка и транспортировать его в отвал. При этом на месте отвала грунт обычно разравнивается самим скрепером.
Впервые скреперы появились в нашей стране в 1903 году на постройке Амурской железной дороги. Это были скреперы с конной тягой. После первой мировой войны лошади стали заменяться тракторами. У современных большегрузных скреперов в качестве тягача используется мощный гусеничный трактор «С-80».
Вот перед нами скрепер «Д-188» (рис. 11). Это самая большая из семейства современных советских скреперов машина. Она была создана специально для Великих строек. За восемь часов работы такая машина вынимает и перевозит на расстояние в 100 метров 1700 кубических метров грунта.
0— зтГ* л о,' '~эг-~г<- С Л£> -^Ч <Л / у~->Г?' .. V- Рис. 11. Скрепер «Д-188» был создан для Великих строек коммунизма. 1—рама ковша скрепера; 2 — нож; 3 — заслонка; 4 — днище ковша. Внизу справа показано положение рабочих частей скрепера при загрузке, транспортировке и выгрузке (с рис. худ. Г. Васильевой). |
Главная часть скрепера «Д-188» — гигантский металлический ковш. Боковые стенки ковша сделаны из листовой стали.
В передней части ковша внизу находится массивный стальной нож для подрезания грунта в горизонтальном направлении. Поворачиваясь вместе с днищем, этот нож может принимать различные положения. В одном положении он врезается в грунт и снимает толстый слой земли, в другом — поднимается вверх и своей режущей частью удерживает землю в ковше. В третьем положении нож вместе с днищем поворачивается вниз и земля постепенно высыпается.
С ковшом соединена заслонка, сделанная из толстого изогнутого листа стали. Она закрывает промежуток между днищем ковша и ножом, когда ковш наполнен грунтом.
Для подрезания грунта в вертикальном напрагзлении по обеим сторонам ковша в его передней части имеются боковые ножи.
Ковш скрепера покоится на четырёх огромных резиновых шинах, накачанных воздухом под давлением в шесть с половиной атмосферы. Колёса «Д-188» имеют высоту почти в рост человека.
«Д-188», как и многие другие типы советских скреперов, приводится в действие трактором и управляется с помощью стальных тросов, наматываемых на тракторную лебёдку. От барабанов тракторной лебёдки к скреперу идут три толстых стальных троса. Скреперист, он же и тракторист, включает и выключает барабаны лебёдки посредством рычагов, установленных на тракторе.
Через массивные металлические блоки, установленные на раме скрепера, тросы связаны с главными рабочими органами машины: ковшом, заслонкой и днищем.
Когда скрепер движется вперёд, с опущенными вниз ножами, земля наполняет его ковш. После того как ковш наполнится до краёв, скреперист нажимает на рычаг управления, ножи скрепера подтягиваются стальными тросами вверх, выше уровня почвы, и железные челюсти скрепера смыкаются.
При этом стальная заслонка опускается, щель, через которую ковш наполнялся землёй, закрывается, а ковш принимает транспортное положение.
Скрепер-великан снимает до 35 сантиметров толщины земляного слоя. Он забирает в свой стальной ковш пятнадцать кубометров грунта и со скоростью 12—16 километров в час несёт к месту выгрузки.
На месте выгрузки грунта скреперист, не останавливая машины, приоткрывает заслонку. Грунт постепенно вываливается из ковша через образовавшуюся щель. Когда весь ковш опорожнится, скрепер вновь принимает транспортное положение.
На этом цикл работы скрепера заканчивается, и он спешит назад за новой порцией грунта.
На Великих стройках коммунизма эти машины особенно успешно применяются при разработке неглубоких выемок в грунтах средней плотности.
Мощные, высокопроизводительные скреперы «Д-188» высвобождают значительное количество рабочей силы.
О масштабах применения скреперов на Великих стройках коммунизма можно судить по тому, что на строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина более 7з всех земляных работ было выполнено именно скреперами.
Применение скреперов особенно целесообразно в тех случаях, когда расстояние от места набора до места выгрузки грунта больше 50 метров.
При расстояниях до 50 метров выгоднее перемещать землю посредством бульдозеров.
Бульдозеры (рис. 12) применяются для производства самых разнообразных работ. Они просты по своему устройству. Эти машины передвигают грунт волоком и поэтому наиболее удобны в тех случаях, где необходимо перемещение материала на небольшие расстояния. Бульдозеры работают чаще всего «в содружестве» с другими машинами (экскаваторами, скреперами), выполняя вспомогательные работы.
Так, например, они перемещают грунт, недобранный ковшами экскаватора на дне и на откосах каналов, к забою, откуда другие экскаваторы перебрасывают его на дамбу.
Бульдозеры выравнивают некрутые откосы, производят планировку площадок, срезают растительный слой.
Эти машины прекрасно справляются и с иными несложными вспомогательными работами, которые невыгодно производить другими механизмами. Так, бульдозеры часто используются при прокладывании дорог, особенно в лесистой, изрытой оврагами и покрытой холмами местности.
Просеку в лесу быстро делают рабочие-электропильщики. Но на трассе будущей дороги ещё остаются пни и кустарник. В действие вступают бульдозеры. Машина
Рис. 12. Бульдозер марки «Д-157». Эта машина перемещает до двух кубических метров грунта. |
Наезжает на пеньки и вырывает их из земли вместе с корнями. Бульдозеры легко валят не особенно толстые деревья. Один-два нажима стальным тараном — и дерево с вырванными корнями уже лежит на земле.
В продолжение одного часа бульдозер может выровнять до шести гектаров земли, очистить этот участок от редких деревьев, пней и кустарника, засыпать канавы, ямы и рвы.
Одна такая «тракторная лопата» заменяет труд трёхсот рабочих.
Опыт работы бульдозеров показывает, что в лёгких грунтах экономически выгодно работать на двух-трёх бульдозерах одновременно. Двигаясь рядом, эти бульдозеры увеличивают производительность на 40—50 процентов.
Каждая такая машина даёт до 10 тысяч кубометров грунта в месяц.
Большую созидательную работу выполняют бульдозеры на Великих стройках коммунизма. Но американские империалисты даже эту, совершенно мирную, машину используют для своих преступных целей. Отступая под ударами армии Корейской Народной Республики и китайских добровольцев, американские убийцы сносили с помощью бульдозеров отдельные дома и целые поселения
Лемешный плуг Рис. 13. Лемешный грейдер-элеватор.
Корейских трудящихся, не желающих уходить вместе с ними на юг.
При сооружении небольших каналов, разработке строительных площадок и при возведении невысоких дорожных насыпей очень удобны также грейдер-элеваторы.
Различают дисковые и лемешные машины. Рабочим! органом у первых служит дисковый плуг, а рабочий орган другого типа грейдер-элеваторов напоминает лемешный плуг.
Вторым основным органом грейдер-элеваторов является транспортёр. Он приводится в движение от двигателя, установленного на машине. От этого же двигателя осуществляется привод к механизмам управления грейдер- элеватором.
Грейдер-элеватор прицепляется к гусеничному трактору, откуда тракторист и управляет работой машины.
На строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина грейдер-элеваторы успешно применялись при создании дорог и оросительных каналов.
Другим типом этого класса машин является автогрейдер (рис. 14). В зависимости от длины ножа различают три типа грейдеров: лёгкие, средние и тяжёлые.
Рис. 14. Автогрейдер «Д-144» тяжёлого типа. |
Грейдеры применяют на строительстве железнодорожных насыпей, а также шоссейных и грунтовых дорог; с их помощью возводят небольшие насыпи, планируют площадки и откосы.