ТЕХНИКА НА СТРОЙКАХ КОММУНИЗМА
«МЕХАНИЧЕСКИЕ ЛОПАТЫ»
На Великих стройках коммунизма работают советские электрические экскаваторы марки «СЭ-3», За один раз ковш экскаватора забирает и относит в отвал 3,4 кубического метра грунта. Эта замечательная машина на гусеничном ходу создана коллективом Уральского завода тяжёлого машиностроения.
Управление экскаватором осуществляется при помощи педалей и рычагов. Машина воспроизводит движения человека, работающего лопатой. Механическая «рука», держащая ковш, опускается, делает движение вперёд и вверх.
Острозубый ковш экскаватора вгрызается в землю и за один раз, за двадцать — тридцать секунд, вынимает земли больше, чем «вооружённый» лопатой рабочий за целый день!
Один человек — машинист экскаватора — выполняет работу многих сотен людей.
«СЭ-3» имеет несколько мощных электродвигателей. Один из них приводит в действие подъёмный механизм, другой — быстро поворачивает экскаватор вокруг его оси, третий — заставляет работать напорный механизм. Для установки стрелы в определённом положении в зависимости от высоты уступа (забоя) также имеются специальные двигатели.
Работа основных двигателей экскаватора очень велика. Грунт, который захватывается ковшом, различен. Если экскаватор работает на сравнительно мягком грунте — нагрузка одна, при переходе к более плотному — другая. Резко увеличивается нагрузка, когда попадается большой тяжёлый камень.
При работе двигатели нагреваются, их нужно охлаждать. Для этого в машине имеются специальные
Рис. 2. Могучий «механический грузчик» «СЭ-3» заменяет работу многих сотен человек. |
Электродвигатели, они вращают вспомогательные вентиляторы.
В управлении экскаватором машинисту помогают десятки сложных автоматических приборов; они придают машине, говоря образно, большую «ловкость» в работе. Несмотря на крайне тяжёлые условия, толчки и удары, приборы работают с большой точностью.
Своевременная смазка всех трущихся частей, регулярный и тщательный уход играют немалую роль в сохранности экскаватора, в повышении его производительности. Заботливый уход за машиной окупается сторицей. Она
«слушается» малейшего движения руки экскаваторщика.
Особенное внимание машинисты экскаваторов уделяют ритмичной работе своих могучих машин. Они совмещают движение поворота с выдвиганием рукоятки ковша
Рис. 3. Универсальный однокубовый экскаватор используется для разработки выемок и карьеров, а также для постройки дамб. |
Так, чтобы при разгрузке ковш оказался точно над кузовом автомашины, отвозящей грунт.
После выгрузки ковш опускают вниз при одновременном повороте стрелы.
Высокое мастерство работы на экскаваторе показал Герой Социалистического Труда коммунист Евгений Си - мак. Вот что говорил он об опыте своей работы на заседании учёного совета учебного комбината Цимлянского гидроузла:
«Если ковш идёт рывками и уклоняется от кратчайшей линии к забою, значит, машинист ещё не овладел как нужно механизмом, неуверенно управляет им. Стахановская работа не допускает лишних движений. Стахановец строго рассчитывает всю свою работу на секунды, содержит машину в образцовом порядке. Принимая смену, мы внимательно осматриваем все узлы экскаватора — его механическую и электрическую части. И машина никогда не подводит нас в работе...».
Особенно хорошо показали себя экскаваторы «СЭ-3» при работе на тяжёлых, плотных и скальных грунтах.
Другим типом электрического экскаватора является малый шагающий экскаватор марки «ЭШ-1». За год эта машина, управляемая одним человеком, может вынуть и переложить на другое место более ста тысяч кубических метров грунта.
В 1948 году наряду с выпуском однокубовых и трёхкубовых экскаваторов наши машиностроительные заводы перешли к производству 14- и 15-кубовых экскаваторов- гигантов.
На рисунке 4 изображён шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» с ёмкостью ковша в 14 кубических метров. Он был создан специально для Великих строек. Это — землекоп-гигант. По своему внешнему виду такой экскаватор походит на многоэтажный вращающийся дом с несколькими большими окнами и длинной пустотелой металлической мачтой-стрелой; по ней сделана специальная дорожка со множеством лестничных ступенек. С конца стрелы на стальных, толщиной в руку, канатах свисает огромный стальной ковш.
Длина стрелы экскаватора — 65 метров. «ЭШ-14/65» перебрасывает грунт на 100—120 метров в сторону от места выемки. Таким образом, мощные шагающие экскаваторы позволяют осуществлять наиболее скоростной и экономный способ земляных работ — бестранспортный. Работая на канале, «ЭШ-14/65» выбрасывает вынутый грунт сразу в отвал. За ним необходимо лишь выравнивать и зачищать откосы — и канал готов к приёму воды.
Шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» создавался скоростными темпами. Коллектив конструкторов Уральского завода тяжёлого машиностроения за восемь месяцев выполнил всю работу. За это время были сделаны сотни сложнейших технологических расчётов, разработано более двух тысяч чертежей.
Рис. 4. Шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» (с рисунка худ. Г. Васильевой и А. Катковского). 1 — кабина управления экскаватором; 2 — гидравлические цилиндры механизма передвижения; 3— лыжи. В разрезе видны лебёдки подъёма и тяги со стальными тросами. |
Для перевозки экскаватора с завода на Великие стройки коммунизма потребовалось 180 железнодорожных платформ!
Рис. 5. Машинный зал шагающего гиганта напоминает цех большого завода. |
Создатели шагающего гиганта во главе с Б. И. Сатов - ским были удостоены Сталинской премии.
За одну смену шагающий экскаватор «ЭШ-14/65» еы - нимает гору грунта выше своего гигантского «роста». На
Волго-Доне каждый шагающий экскаватор вынимал за сутки 12—15 тысяч кубических метров грунта.
Чтобы выкопать участок канала шириной в 100 метров, экскаватор «СЭ-3» должен был бы сделать 26 проходов туда и обратно. Шагающий великан благодаря своей длинной стреле выполняет такую работу всего за два прохода.
Рис. 6. В кабине управления экскаватором-гигантом. |
Экскаватор «ЭШ-14/65» — это сложнейшая машина. Это даже скорее целый завод в одной машине. Он имеет большой машинный зал. Здесь установлены необходимые для работы экскаватора поворотные механизмы, тяговые и подъёмные лебёдки, насосные установки.
Сорок восемь электродвигателей общей мощностью в семь тысяч киловатт приводят в действие эту громадную машину, созданную советскими людьми.
Согласованной работой всех электродвигателей стального великана управляют особые станции управления (магнитные станции).
Из машинного зала по круто? лу металлическому трапу можно подняться в кабину, откуда производится управление экскаватором. Здесь находится машинист экскаватора, человек со средним или высшим техническим образованием.
Гигантскую машину, заменяющую труд почти десяти тысяч землекопов, «вооружённых» лопатами и тачками, обслуживают всего лишь пять человек. Но управление экскаватором сосредоточено в руках одного человека. Остальные члены экипажа этого сухопутного корабля лишь помогают машинисту экскаватора.
Машинист управляет движениями ковша поворотом стрелы и «ногами» экскаватора — огромными стальными цилиндрами, наполненными маслом. Внутри цилиндров находятся массивные поршни.
Когда экскаватор работает, то всё его тысячетонное тело опирается на стальную плиту. «Ноги» экскаватора при этом приподняты над землёй. Машина работает «сидя».
Для того чтобы экскаватор сделал один шаг, машинист включает электродвигатели специальных масляных насосов. Выталкиваются поршни вспомогательных гидравлических цилиндров. Соединённые с ними лыжи двигаются вперёд и опускаются вниз, упираясь в грунт. Экскаватор получает новую опору. Главные цилиндры принимают вертикальное положение. Давление масла, накачиваемого мощными насосами, в них постепенно повышается до 170 атмосфер. Когда сила давления м. асла на поршни главных цилиндров становится больше веса экскаватора, тысячетонная громада плавно поднимается вверх. Затем снова вступают в работу вспомогательные цилиндры, подтягивая приподнятое тело гиганта «на себя». Экскаватор «садится» на новую опору. Затем он делает следующий шаг.
Производительность экскаватора «ЭШ-14/65» очень велика. Меньше чем за минуту он зачерпывает плотную массу грунта в свой огромный ковш, поднимает ее со дна глубокой выемки и относит в сторону!
Цикл работы экскаватора, то-есть время, которое он затрачивает на наполнение ковша, поворот его в сторону, высыпание земли и возвращение к месту разработки, равняется всего 45 секундам. А многие стахановцы снижают это время даже до 35 секунд.
В начале 1952 года на Уральском заводе тяжёлого машиностроения были созданы шагающие экскаваторы с длиной стрелы уже не в 65, а 75 метров.
Среди других советских экскаваторов-гигантов известен экскаватор марки «ЭГЛ-15». Он изготовлен коллективом Ново-Краматорского завода имени Сталина. «ЭГЛ-15» не шагает, а передвигается на гусеницах.
Рис. 7. Цех Ново-Краматорского машиностроительного завода. Сборка экскаватора-гиганта — «ЭГЛ-15». |
Это — такая же громадная машина, как и «ЭШ-14/65», но производительность её приблизительно на 25 процентов выше.
Гигантский ковш экскаватора «ЭГЛ-15» укреплён на длинной рукояти. Он очень похож на гигантскую лопату. За один приём ковш экскаватора «ЭГЛ-15» захватывает 15 кубических метров грунта. На «ЭГЛ-15» установлено 44 электродвигателя общей мощностью более 6 тысяч киловатт.
«ЭГЛ-15» работает иначе, чем экскаватор «ЭШ-14/65». Последний загребает землю при движении ковша «на себя», то-есть по направлению к корпусу машины, а ковш «ЭГЛ-15» движется в обратном направлении; он работает «от себя», от корпуса машины. За сутки электрогусенич - ная лопата «ЭГЛ-15» может вынуть и погрузить более 20 тысяч кубометров грунта, заменяя труд многих тысяч землекопов.
Широкое применение в механизации земляных работ на Великих сталинских стройках находят особые,
Многоковшовые экскаваторы. Они применяются для выравнивания и зачистки откосов каналов, выкопанных другими машинами, и производят ряд других работ — рытьё котлованов, траншей и т. д.
На рисунке 9 изображён многоковшовый экскаватор. Эта сложная машина, оснащённая автоматическими устройствами, также приводится в действие электродвигателями.
По сравнению с шагающими великанами многоковшовый экскаватор кажется совсем небольшим. Но эта машина заменяет труд многих сотен землекопов. Работает
Она с необычайной точностью. Управляемый опытным машинистом, экскаватор как бы переносит линии чертежа, на котором выведена трасса будущего канала, на землю.
Многоковшовые экскаваторы для планировки и зачистки откосов каналов были изготовлены впервые специально для Великих строек.
Рис. 9. Многоковшовый экскаватор «ЭМ-502>> на работе по зачистке Откосов канала. |
Особым типом многоковшового экскаватора являются мощные землечерпательные машины, работающие на воде.
Именно такой землечерпалкой и был первый в мире экскаватор, построенный в России в 1811 году.
Современный «водяной экскаватор» — это судно особой конструкции. Назначение этой самоходной машины — «грызть» крепкие подводные грунты. Так, например, на Куйбышевгидрострое дно Волги, где вырыт котлован для главного корпуса электростанции, очень твёрдое. Здесь-то и оказалась незаменимой землечерпательная машина.
Одной из таких машин является мощная землечерпалка «Пятилетка», построенная Сормовским заводом.
О мощности этой землечерпалки говорят её гигантские размеры.
Длина судна — 75 метроз. Огромные стальные черпаки, по 2,5 тонны весом каждый, двигаясь один за другим по замкнутой кривой вниз и вверх, вгрызаются в дно
Рис. 10. Другой тип многоковшового экскаватора-планировщика. |
Реки на глубине до 15 метров. Поднимаясь, они вываливают свою «добычу» в стальной «колодец», установленный приблизительно посредине судна. В колодие находятся камнедробилки, перемалывающие крупные камни. Размельчённый грунт в смеси с водой мощными землесосами перекачивается по трубопроводу на расстояние одного километра от места выемки.
«Пятилетка» приводится в действие несколькими паровыми машинами общей мощностью в восемьсот лошадиных сил и каждый час выдаёт «на-гора» 750 кубических метров грунта.
По заказам строителей были созданы также специальные ирригационные экскаваторы — для рытья оросительных каналов. Более 320 могучих «механических землекопов» работало на строительстве Волго-Донского канала. За два года они вынули сто пятьдесят шесть миллионов кубометров грунта/
Опыт работы экскаваторов на Волго-Доне показал, что более мощные машины дают и более высокую производительность; они значительно снижают стоимость работ, сокращают время.
Поэтому в настоящее время советские машиностроители работают над задачей создания новых, ещё болеа мощных и более производительных машин-землекопов, с ковшами ёмкостью до 50 кубических метров!
«Такие экскаваторы,— пишет известный советский специалист по механизации работ проф. Н. Г. Домбровский,— способны разрабатывать каналы шириной более 200 метров и глубиной до 65 метров. Два таких экскаватора с двумя десятками бульдозеров могли бы без всякого дополнительного оборудования выполнить за четыре года объём земляных работ, равный объёму работ на Волго-Донском соединительном канале».
Вместе с тем творческая мысль советских конструкторов работает над созданием совершенно новых землеройных машин.
Одна из таких принципиально новых землеройных машин создаётся в настоящее время, Это — уже не мощный экскаватор, а землеройный комбайн непрерывного действия. Он предназначается для рытья каналов и представляет собой гигантскую машину со сверлофрезами и транспортёрами.
Ковшей, этих необходимых частей для любого экскаватора, у землеройного комбайна нет. Он вгрызается в грунт гигантскими сверлофрезами и буквально просверливает канал, кромсая грунт стальными лопастями. «Высверленный» грунт отбрасывается в сторону специальными транспортёрами.
Позади землеройного комбайна остаётся почти готовое русло канала глубиной более 10 метров.
Производительность этой машины будет необычайно высокой. Ока одна заменит пять гигантских шагающих экскаваторов «ЭШ-14/65», или 50 000 землекопов!
Такая машина создаётся впервые в мире.
Советский конструктор инженер В. Смирнов разработал землеройную машину придельного метания. В ней разрыхлённый грунт подаётся на ленту, движущуюся со скоростью курьерского поезда, и отбрасывается на 40—50 метров в сторону.
В других конструкциях новых машин-землекопов для выброса грунта в отвалы предлагается использовать потоки воды. Этот способ более экономичен.
Много новых, невиданных машин изготовляется и испытывается уже в этом году. Так, Воронежским экскаваторным! заводом имени Коминтерна изготовлен универсальный дизельный экскаватор, который может работать также как грузоподъёмный и монтажный кран. Первый образец мощной землеройной машины непрерывного действия строится на заводе дорожных машин в г. Осипенко.
Все эти новые машины-землекопы найдут широкое применение на Великих стройках.