Судовые паропроизводящие установки
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ Приготовление котельной установки к действию
Приготовление и ввод в действие котельной установки производится по приказанию командира электромеханической боевой части (главного механика) с указанием номеров вводимых в действие котлов, рабочего давления пара в них, а также номеров котлов, находящихся в резерве и степени их готовности. Приготовлением называется приведение котельного отделения (МКО), парового котла и вспомогательного оборудования в состояние, обеспечивающее быстрый и безопасный ввод котла в действие. Приготовлением котельной установки к вводу считается время с момента получения команды до момента зажигания 1-й форсунки котла. Приготовление к действию котельной установки включает три группы мероприятий:
1. Приготовление котельного (машинно-котельного) отделения:
Проверка состояния трюма, отсутствия масла, воды, топлива, грязи; освещения основного, аварийного, освещения ВУП котла; средств связи; средств борьбы за живучесть; состояния аварийных выходов из котельного отделения и приводов дистанционного выключения котла;
2. Приготовление самого котла: внешний осмотр котла; проверка уровня воды в котле и качества котловой и питательной воды; проверка состояния пароперегревателя, экономайзера, топки, газоходов;
3. Приготовление вспомогательного оборудования установки:
Топливной, воздушной, питательной систем, систем обеспечения водного режима работы котла, систем автоматического регулирования и защиты котла, контрольно-измерительных приборов.
При приготовлении котельной установки к вводу в действие необходимо выполнить следующие мероприятия:
Проверить исправность освещения (основного и аварийного) и средств связи;
О |
& О 2 О О |
Проверить наличие противопожарных средств и готовность их к действию; при отсутствии давления воды в пожарной магистрали ввод в действие котла запрещается;
Проверить исправность аварийных (запасных) выходов, аварийных приводов дистанционного выключения котла (элементов котельной установки);
Проверить наличие средств борьбы с паром и водой и готовность к их действию;
Проверить отсутствие воды и топлива в трюме.
Проверка исправности котла |
- проверить наличие пломб на предохранительных клапанах; ввод котла в действие при неисправных предохранительных клапанах запрещается; - проверить открытие разобщительного невозвратно-запорного клапана на питательной трубе от экономайзера к паровому коллектору, наличие пломбы на клапане; - проверить открытие импульсных и манометровых клапанов; - расходить приводы всех клапанов; закрытые паровые клапаны после проверки «стронуть» на % оборота маховика для предотвращения заклинивания при нагревании; - проверить исправности топки, топочных и смотровых устройств, отсутствие топлива в топке и воздушных коробах, состояние футеровки (кирпичной кладки); ввод котла в действие с неисправной кирпичной кладкой запрещается; - проверить закрытие горловин и лазов наружного кожуха, убедиться в отсутствии посторонних предметов в топке и газоходах; - проверить крепление котла к фундаменту, убедиться в отсутствии препятствий к тепловым расширениям котла. |
Проверка наличия и качества воды в котле |
- отключить расширительный бак системы мокрого хранения котла; - открыть воздушные клапаны на паровом коллекторе, при заполненном пароперегревателе открыть воздушные клапаны на верхнем коллекторе пароперегревателя; - открыть клапаны продувания пароперегревателя; - осушить пароперегреватель полностью; - проверить исправность действия водоуказательных приборов, пробных кранов и ДУУ, наличие запасных ВУП; - проверить фактическое положение уровня воды в котле; - спустить уровень воды в паровом коллекторе до нижней отметки ВУП открытием клапана нижнего продувания, после спуска воды до нижнего уровня по ВУП закрыть клапан нижнего продувания; - если котел был осушен, заполнить его водой с температурой, близкой к температуре котла, по качеству соответствующей требованиям ТУ, до нижнего уровня по ВУП; при этом проверить плотность фланцевых соединений, коллекторов, горловин, арматуры, закрытие клапанов нижнего продувания; - проверить наличие воды в экономайзере с помощью подпитки котла насосом котловой воды и кратковременным открытием воздушных клапанов экономайзера; при появлении воды из воздушных клапанов последние закрыть, выключить насос котловой воды; - взять пробы воды для анализа из котла, конденсатора, деаэратора, запасных цистерн питательной воды; - проверить запас питательной воды в цистернах. |
Подготовить топливный трубопровод совместно с нефтеиодогревателями, фильтрами;
Убедиться в наличии топлива в расходных цистернах, возможности слива топлива (при наличии сливного трубопровода и регулировании сливом);
<и Н О К О |
Проверить закрытие форсуночных клапанов и клапанов прокачки холодного топлива, клапанов подачи пара к паромеханическим форсункам;
СЗ И « О о 2® |
Подготовить к пуску нефтяной насос с системой регулирования; пустить нефтяной насос;
О К « К Ч С О Н |
Включить нефтеподогреватель, подогреть топливо до указанной в инструкции температуры;
Поднять давление топлива в напорной магистрали до указанного в инструкции по обслуживанию;
Слить холодное топливо через систему прокачки, клапан прокачки холодного топлива закрыть;
Убедиться в исправности системы автоматического регулирования горением и приготовить ее к действию;
Подготовить запальное устройство (электровоспламенитель, факел); проверить наличие и исправность запасных форсунок, распылителей;
Продуть в трюм трубопровод подачи пара к форсункам.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Подготовить питательный трубопровод, деаэратор, систему питания с регуляторами;
Убедиться в исправности автомата питания, ручного питательного клапана;
Подготовить к пуску ПКБТ (питательный насос) с системой регулирования и системой дистанционного пуска.
|
Проверить исправность и включение всех штатных КИП на всех постах
Подготовить к действию систему защиты котла и БЗУ
- открыть ВНУ зажигаемой форсунки;
- пустить ТНА (котельный вентилятор), проверить систему подачи воздуха.
Доложить вахтенному инженеру-механику о готовности котла к зажиганию форсунки № 1.
Вводом котла в действие называется период времени с момента зажигания факела форсунки № 1 до подключения котла к главному паропроводу.
Операции по вводу котла в действие должны выполняться в строгой последовательности. Основной алгоритм действий при вводе следующий:
- вентилирование топки;
- зажигание факела первой форсунки;
- закрытие воздушных клапанов, начало подъема давления пара;
- перевод механизмов «на свой пар», закрытие клапана продувания пароперегревателя;
- подъем давления пара в котле до полного с последующим снижением до рабочего;
- подключение котла к главному паропроводу.
Форсунка во вводимом в действие котле зажигается только по команде вахтенного инженера-механика. После получения команды «Зажечь форсунку № 1» необходимо выполнить следующие действия:
Сообщить пар на паромеханические форсунки для распыла топлива
|
Установить растопочный электровоспламенитель в запальное отверстие топочного устройства, включить его в работу, убедиться в наличии электрической дуги; при отсутствии запального электровоспламенителя форсунка зажигается растопочным факелом, смоченным дизельным топливом; при зажигании форсунки следует находиться в стороне от включаемого топочного устройства во избежание ожогов в случае выброса топочных газов; включить клапан подачи топлива на зажигаемую форсунку; проконтролировать зажигание факела; если топливо не загорелось, немедленно выключить клапан подачи топлива, вновь провентилировать топку в течение установленного времени, проверить температуру топлива и зажечь форсунку повторно; повторное зажигание форсунки без надлежащей вентиляции топки запрещается, так как может привести к взрыву газов в топке котла; при зажигании форсунки убрать съемное запальное устройство, закрыть отверстие для его ввода заглушкой; открыть клапан подачи топлива на форсунку № 2, убедиться в зажигании факела (для высоконапорных котлов); записать время зажигания форсунки в суточный и вахтенный журнал котельного отделения.
Проверить фактическое положение уровня воды в котле; установить расход топлива в соответствии с инструкцией по эксплуатации, при этом давление топлива и число включенных форсунок должны соответствовать указанным в инструкции; следить за уровнем воды в котле; по мере нагревания уровень воды в ВУП должен увеличиваться; продувать ВУП с момента включения форсунки через каждые 5 - 10 минут; при появлении пара из воздушных клапанов закрыть воздушные клапаны на паровом коллекторе;
СЗ & С « К К <и Ч « Сз <и О С |
Следить по показаниям манометров за повышением давления пара в котле;
При достижении давления пара в котле 2 кгс/см2 перевести продувание пароперегревателя за борт (с разрешения вахтенного инженера-механика).
Убедиться в том, что пароперегреватель продут насухо; при достижении давления в котле 8 кгс/см2 сообщить котел со вспомогательными паровыми магистралями, отключив подачу пара от другого котла;
Запустить вспомогательные турбомеханизмы паром от своего котла; закрыть продувание пароперегревателя (только после начала отбора перегретого пара);
Доложить вахтенному инженеру-механику о переходе «на свой
Пар», сделать запись о переходе «на свой пар» в суточном и
Вахтенном журнале котельного отделения.
Пустить ПКБТ (питательный турбонасос);
Дать воду на систему автоматического управления (в случае
Использования отдельных насосов САР, их запуск производится
Заранее, до ввода котла в действие);
При достижении рабочего давления пара в котле доложить вахтенному инженеру-механику о готовности котла к подключению на главный паропровод;
Включить в действие регулятор питания котла;
Включить в действие систему автоматического регулирования
Горением, за исключением РДП; РДП можно включать только
Тогда, когда давление пара в котле будет поднято до заданного
Настройкой при открытом стопорном клапане;
Проверить включение БЗУ котла;
Через 5 - 10 минут работы котла взять пробу котловой воды; при необходимости ввести растворы химических присадок.
Включение котла на главный паропровод производится по команде вахтенного инженера-механика. Время включения котла записывается в журнал. О предстоящем включении котла вахтенный инженер-механик должен предупредить старшин вахт машинно-котельных отделений. К моменту включения котла на главный паропровод уровень воды в котле должен быть не выше среднего, резервные насосы прогреты и проверены в действии, главный паропровод прогрет, продут и осушен.
Включение котла на совместную (параллельную) работу с другими действующими котлами допускается только в том случае, когда давление
Пара в подключаемом котле превысит давление в магистрали перегретого пара на 0,5 ^ 1,0 кгс/см.
Порядок ввода котла в действие при отсутствии пара на судне (при неработающем вспомогательном котле) определяется инструкцией по эксплуатации. При этом, в общем случае, производятся следующие действия:
- вместо штатной паромеханической форсунки (как правило - форсунка № 1) установить растопочную механическую форсунку;
- проверить плотность закрытия форсуночных клапанов;
- включить электронефтяной насос (ручной растопочный насос);
- включить электронефтеподогреватель;
- слить холодное топливо из напорного топливного трубопровода через систему рециркуляции;
- подсоединить к котлу электровентилятор котельного отделения с помощью нештатного воздуховода, включить электровентилятор;
- провентилировать топку котла;
- закрыть все ВНУ кроме ВНУ растопочной форсунки;
- установить запальное устройство (подготовить запальный факел);
- создать необходимое давление топлива перед форсункой, включить электровоспламенитель, открыть топливный клапан - зажечь форсунку;
- после подъема давления пара в котле до 8 - 16 кгс/см2 прекратить подачу топлива;
- демонтировать растопочную форсунку и нештатный воздуховод от электровентилятора;
- установить штатную форсунку;
- подать пар из котла на вспомогательные турбомеханизмы;
- провентилировать топку котла;
- зажечь форсунку № 1.