Судовые паропроизводящие установки
Организация дутья в паровых котлах
Основным назначением организации дутья в паровых котлах является преодоление гидравлических сопротивлений воздушно-газового тракта котла. Движение воздуха и газов в паровых котлах может происходить естественным путем — за счет разности статических напоров столбов холодного воздуха и горячих газов, либо принудительно с помощью специальных дутьевых средств.
Естественная тяга
При использовании естественной тяги с наружной стороны котла находится воздух под атмосферным давлением, который через ВНУ поступает в топку котла. Г орячие
Дымовые газы, имеющие меньшии удельный вес, стремятся подняться вверх по газоходам, дымоходу и дымовой трубе.
В современных судовых и корабельных котлах естественной тяги недостаточно для
Преодоления сопротивлений ВГТ и обеспечения высоких тепловых нагрузок. Высокие тепловые нагрузки всегда достигаются при повышенных скоростях газового потока, а следовательно, при больших газодинамических сопротивлениях. Поэтому все современные паровые котлы проектируются с искусственной тягой — с вентиляторным или с компрессорным дутьем.
Вентиляторное дутье может быть организовано;
• в закрытое котельное отделение;
• непосредственно в топку котла;
• с применением вытяжной тяги дымососами.
Дутье в закрытое котельное отделение
При такой организации дутья воздух нагнетается вентиляторами непосредственно в герметичное котельное отделение, а уже оттуда через ВНУ поступает в топку котла.
При этом в котельном отделении создается несколько повышенное давление, по сравнению с атмосферным, и персонал, обслуживающий котельную установку, постоянно находится под повышенным давлением. Для прохода в такие котельные отделения используются специальные тамбур-шлюзы, выравнивающие давление в котельном отделении с атмосферным, что создает свои неудобства при эксплуатации котельной установки.
Преимуществами такого способа дутья является;
• отсутствие громоздких воздушных трубопроводов подвода воздуха к котлу;
• одновременное вентилирование котельного отделения, что устраняет необходимость организации отдельных систем вентиляции.
Существенным недостатком такого способа дутья является то обстоятельство, что при повреждении корпуса судна котельное отделение становится негерметичным, и использование котельной установки становится невозможным, даже если сам котел остается исправным.
В современных КТЭУ такой способ дутья уже не применяется.
Дутье непосредственно в топку (закрытый кожух) котла
При таком способе организации дутья воздух нагнетается вентилятором в пространство между наружным и внутренним кожухами котла, а оттуда через ВНУ поступает в топку.
Двухслойная герметичная обшивка котла, в которой движется воздух под несколько повышенным давлением, предотвращает протечки газов в котельное отделение из топки через возможные неплотности. Мощная тепловая изоляция обшивки котла (в состав которой входит и воздушная прослойка двойного кожуха), способствует поддержанию нормальной температуры наружных стенок котла, температуры в котельном отделении и снижает потери теплоты из котла в
окружающую среду. При этом, котельное отделение находится под атмосферным давлением, что значительно облегчает обслуживание котла персоналом.
Этот способ дутья является наиболее распространенным в судовых котельных установках.