Порфиритовые породы
Название «порфир» (от слова «пурпур») первоначально относилось лишь к одной породе пурпурного цвета («императорский порфир»), но в современной геологической науке это первоначальное значение вытеснено другим, в котором определяющую роль играет не цвет, а структура. Порфиритовой породой в наше время называется всякая вулканическая порода с заметными кристаллическими вкраплениями в основной массе или материнской породе из однородного материала другого цвета.
Порфиритовые породы значительно различаются между собой по природе и величине этих видимых глазом кристаллов, а также по цвету; они широко распространены в Египте и встречаются близ Ассуана, в восточной пустыне и на Синае.
Порфиритовые породы широко употреблялись в додинастический и раннединастический периоды для изготовления сосудов. Обычно для этой цели выбирался минерал черного цвета с белыми включениями (белые кристаллы в черной материнской породе). Такого рода камень встречается в хребте Эш-Меллаха близ Красного моря (к югу от залива Джемса)[4766].
Наиболее известной из добывавшихся в древности порфиритовых пород является красивый мелкозернистый пурпурно-фиолетовый камень (porfido rosso antico), часто называемый императорским порфиром, который римляне в I-IV веках н. э. ввозили из Египта и широко использовали для декоративных целей. Эта порода встречается в трех местах восточной пустыни, а именно: в [625] Джебель-Докхане67,68, расположенном приблизительно на широте Ассиута, но ближе к Красному морю, чем к Нилу; в Джебель - Эше[4767] (несколько северо-восточнее Докхана и ближе к побережью) и в Эль-Урфе (близ Вади - Диба)67. Порфир, вывозившийся в Италию, добывался в первом из названных мест.
Возможно, что упоминаемый Плинием[4768] красный египетский камень, который он называет porphyrites, и был императорским порфиром. Плиний говорит, что в каменоломнях можно было добывать каменные плиты любой величины. Он утверждает также, что некоторые колонны в египетском лабиринте были из порфирита[4769], и рассказывает, что наместник императора Клавдия в Египте привез в Рим египетские статуи, сделанные из этого камня, — «новинка, которая не вызвала большого одобрения, судя по тому, что никто не последовал его примеру»[4770].
Мне известно лишь четыре примера употребления императорского порфира в Египте до римского завоевания, это: 1) маленький амулет в виде когтя «доисторической» эпохи[4771]; 2) часть небольшой канелированной чаши, вероятно протодинастического периода[4772], найденной в Балласе в Верхнем Египте[4773]; 3) фрагмент крышки от небольшой вазы из ступенчатой пирамиды в Саккара (III династия)[4774] и 4) ребристая чаша, «напоминающая подобные же чаши из Негады, относящиеся, по-видимому, к той же эпохе»[4775]. Эта чаша была найдена в могильнике «В» в Абидосе (относительная дата 79, по хронологической классификации Петри). Это, конечно, не значит, что [626] императорский порфир добывался в такую раннюю эпоху н каменоломнях, ибо на поверхности пустыни неподалеку от залежей породы всегда можно было найти кусок камня нужной величины.
Даже в позднюю эпоху императорский порфир, по-видимому, мало употреблялся в Египте, так как до сих пор найдено очень мало предметов, сделанных из этого минерала, а именно: бюст римского императора (Каирский музей); резная крышка саркофага поздней эпохи (Александрийский музей)[4776]; большая поврежденная статуя, изображающая сидящую на троне мужскую фигуру и относящаяся, возможно, к IV веку н. э. (также
В Александрийском музее)[4777]; торс византийского императора, найденный в Александрии и хранящийся в Берлинском музее; несколько вторично использованных кусков порфира римской эпохи в кладке стен медресе при мечети султана Баркука в Каире[4778] и тонкая полированная плита (вероятно, от какого-то здания) в Музее арабского искусства[4779].
Несколько раз в Египте были найдены мелкие фрагменты от разбитых предметов, сделанных из порфиритовых пород, темно-зеленых или почти черных (черная материнская порода с отчетливыми кристаллами полевого шпата светло-зеленого цвета). В виде примеров можно привести четыре образца в Каирском геологическом музее (подаренные Бовье- Ляпьерром) под этикеткой: «Лабрадорит-порфир из Вавилона и Фостата» и шесть маленьких образцов в Каирском музее древностей, из которых один (№ 65537) помечен: «Конец Ш века н. э.; из Ком-Аухима; Мичиганский университет (Петерсен), 1930-1935»; другой (№ 66317) значится как «римский (экспедиция Монда и Мейерса в Арманте)»; третий — из «Миниа» (из коллекции инспектора департамента древностей в Миниа). Остальные три образца без этикеток.
Как мне сообщил начальник Египетского геологического управления О. Г. Литл, месторождения этой разновидности порфира в Египте не обнаружены.
Профессор Алан Уэйс говорил мне, что каменоломни такого порфира встречаются в древней Кроцее в Греции [627] на полпути между Спартой и Гитейоном, близ современного Левецова. Они эксплуатировались в микенскую, а также в позднеримскую эпоху. Он сказал, что в Микенах и других городах микенской культуры были найдены сосуды из этого камня и кусок такого сосуда, который я сравнил с вышеописанными образцами в Каирском музее. Нет ни малейшего сомнения в общем происхождении обоих камней, и поэтому можно с уверенностью сказать, что либо эти предметы, либо камень для их изготовления были ввезены из Греции. Не следует смешивать этот камень с зеленой брекчией.