Лощение
Единственным моментом, когда глиняный сосуд может быть подвергнут лощению путем простого трения галькой или другим твердым гладким предметом, является момент, когда глина почти высохла. Это явление объясняется физической природой глины — материала, не поддающегося лощению в мокром или совершенно сухом состоянии (последнее бывает перед самым обжигом). Сухая или обожженная глина поддается лощению лишь при содействии некоторых материалов — например, растительного масла, жира, воска или графита. Лоск, полученный в результате трения, бывает различен в зависимости от характера глины: жирная или хорошо отмученная глина дает больший блеск, чем тощая, грубая или известковая глина.
Когда необожженный глиняный сосуд с нанесенным на него слоем жидкой красной охры (или без него) подвергается лощению гладким камнем и после этого обжигу, цвет его в результате этих двух процессов настолько меняется, что его почти нельзя узнать, и это необходимо учитывать при решении вопроса, был ли сосуд покрыт ангобом или жидким красочным слоем. Пит говорит[2004]: «Тот факт, что у лощеного сосуда поверхность темнее излома, еще не свидетельствует о применении ангоба, так как сам процесс лощения почти всегда способствует потемнению поверхности».
Блеск, наносимый на глину до обжига, не только сохраняется после обжига и почернения сосуда, но часто на черной поверхности готового изделия становится даже ярче, чем на первоначальной красной, в основе чего, вероятно, лежит чисто оптический эффект, объясняющийся тем, что эти цвета различно отражают свет. Петри пишет[2005]: «Причина того, что лощеная черная поверхность сосуда выглядит более гладкой по сравнению с красной, заключается в том, что угарный газ (окись углерода), образующийся в результате неполного сгорания, является растворителем магнитного окисла железа и таким образом растворяет и преобразует поверхностный [558] слой». В другом месте Петри говорит[2006]: «Это, вероятно, объясняется образованием окиси углерода в притушенном огне; этот газ действует как растворитель магнитного окисла железа и поэтому способствует образованию новой поверхности, подобной блестящей поверхности некоторых мраморов, способной растворяться в воде». Ничто не свидетельствует, однако, в пользу этой реакции, которая в этом случае весьма маловероятна. По словам Форсдайка[2007], «разница в отражательной способности черных и красных поверхностей едва ли требует уделения ей особого внимания; примером, однако, могут служить хорошо известные додинастические египетские вазы яркокрасного цвета с черной полосой вокруг края. Блеск на черной полосе, несомненно, сильнее, и, хотя он имеется на всей поверхности сосудов, на красных участках он едва заметен».
Несколько древних лощеных черепков красной керамики были превращены в черные, для чего их накалили докрасна и закопали в опилки. Блеск на них не только стал более ярким, но и приобрел тот металлический оттенок, который нередко встречается на черных участках поверхности черноверхой керамики бадарийского и додинастического периодов; он очень напоминает блеск, получаемый при лощении графитом, но этот метод, конечно, исключается в отношении упомянутых черепков и едва ли применялся при лощении бадарийской и додинастической керамики. Правда, Рейснер[2008] нашел графитный блеск на некоторых керамических изделиях в египетской колонии эпохи Среднего царства в Керма, в Судане, и в наше время в некоторых областях Судана графит употребляется для придания большего блеска уже черной посуде[2009]; однако нет никаких данных о применении его в Египте. Лощение делает керамические изделия водонепроницаемыми.