ТЕХНОЛОГИЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИИ
ФОРМОВАНИЕ ТРУБ ВИБРОПНЕВМОПРЕССОВАНИЕМ
Способ вибропневмопрессования на виброплощадке применяется для изготовления труб диаметром 250—500 Мм В кассетных формах. Формование труб в трехместной кассетной форме осуществляется на технологической линии, в состав которой входят: виброплощадка грузоподъемностью 5 Т, бетоноукладчик, устройство для ввода и извлечения пустотообразова - телей, инвентарный пневмопригруз, комплект кассетных трехместных полуформ и установка для сварки цилиндрических каркасов арматуры (рис. 164).
Все внутрицеховые транспортные операции производятся мостовым краном грузоподъемностью 5 Т. Линия оборудована 8 камерами размером 4,5Х 1,7X3 М каждая. Общая площадь, занимаемая одной технологической линией, составляет 500 М2 (11X45 М).
Особенностью бетоноукладчика является устройство для дозирования и разравнивания бетонной смеси. Профиль очертания плужков, шарнирно закрепленных на раме бетоноукладчика, имеет радиус, несколько больший радиуса наружной поверхности трубы. Плужки имеют два положения: нижнее — рабочее и верхнее — транспортное, изменяемые поворотом штурвала. В рабочем положении плужки при перемещении бетоноукладчика над формой разделяют смесь на отдельные полосы, необходимые для формования труб. Излишки смеси срезаются плужками и сбрасываются в лотки, расположенные в торце формы.
Устройство для ввода и извлечения, пустотообразователей состоит из электролебедки с тяговым усилием 10 Т, направляющей рамы, тележки и сменных пустотообразователей. Пустотообразо - ватели сделаны из стальных цельнотянутых труб, их задние концы соединены общей штангой.
Кассетная форма состоит из сменной нижней полуформы и инвентарной верхней полуформы-пневмопригруза. Торцовые стенки съемные и крепятся клиньями к нижней полуформе
(рис. 165). Между верхним и нижним щитом инвентарного пнев - мопригруза расположены резиновые воздушные баллоны, верхний щит цепями крепится к виброплощадке. Удельное давление, создаваемое' пригрузом, с учетом собственного веса составляет 0,5—0,8 Кг/см2.
Мостовым краном на виброплощадке устанавливают полу - форму, предварительно очищенную, со смазанной внутренней
// Рис. 164. План технологической линии изготовления труб способом вибропневмопрессовання: /_ бетоноукладчик; 2— пустотообразователи; 3 — виброплощадка; 4 место для укладки пневмопригруза; 5 — камеры ямного типа; 6 — распалубочные посты; 7—мостовой кран; 8 — арматурные каркасы; 9 — станок для изготовления арматурных каркасов: 10 — продольные стержни; 11 • - готовые трубы. |
Поверхностью и уложенными в нее тремя арматурными каркасами.
При первом проходе бетоноукладчика выдается примерно 7з объема бетонной смеси, необходимой для формования труб, после чего в форму лебедкой вводят и закрепляют в ней пустотообразователи, а тележку отводят от виброплощадки в сторону. Для облегчения продвижения пустотообразователей на это время включают виброплощадку и слегка уплотняют бетонную смесь.
При втором проходе бетоноукладчика подают в форму бетонную смесь в полном объеме, необходимом для формования трех труб. Во время движения бетоноукладчика плужки, которые находятся в рабочем положении, распределяют бетонную смесь и профилируют ее, придавая ей очертание верхней половины трубы.
Затем на полуформу устанавливают пневмопригруз и соединяют его цепями с виброплощадкой. Под действием сжатого воздуха и собственного веса пневмопригруз погружается в форму, производя предварительное прессование и разделение бетонной смеси на порции, равные объему отдельной трубы.
Включается, виброплощадка и начинается окончательное уплотнение бетонной смеси путем объемного вибропрессования в
замкнутой форме. Излишки бетонной смеси вытесняются в вырезы верхней части торца пневмопригруза. Уплотнение заканчивается, когда упоры-ограничители пневмопригруза лягут на борта нижней полуформы.
Затем мостовым краном снимают с формы пневмопригруз и переносят на отведенное для него место. К виброплощадке подают тележку и соединяют ее с пустотооб- разователями, которые лебедкой удаляются из формы.
Полуформу со све - жеотформованными трубами снимают с виброплощадки и подают в пропарочную камеру. Полуформы устанавливают в четыре яруса. Тепловлажностная обработка изделий осуществляется при тем-, пературе 80° по режиму 2+4+2 с предварительным 4-часовым выдерживанием.
Годовая производительность технологической линии достигает
Б тыс. М3 труб. При испытании на водонепроницаемость трубы выдерживают давление 1,5—2 Ати.
Арматурные каркасы для безнапорных труб изготовляют на станках-полуавтоматах, которые работают по принципу поступательного движения продольных стержней каркаса при одновременной навивке на них спирали и сварке узлов пересечений (рис. 166). Станок СКЦ-2, разработанный по системе Квасова, состоит из станины с планшайбой, сварочного барабана и тяговой каретки с диском, а также необходимого вспомогательного' оборудования.
Для изготовления каркаса продольные стержни пропускают через отверстия, в планшайбе и фланце сварочного барабана и закрепляют на диске каретки. Поперечную проволоку подают к сварочному барабану с бухты, установленной на вертушке. При вращении планшайбы и одновременном перемещении тяговой каретки производится навивка проволоки по спирали на продольные стержни.
При вращении сварочного барабана узлы пересечения подходят под ролики сварочной головки, и в этот момент автоматически включается ток. Каждый из двух сварочных роликов укреплен на отдельном штоке с пружиной. Сварка осуществляется при одностороннем подводе тока от двухфазного сварочного трансформатора. Одним электродом является сварочный ролик, а планшайба — другим.
Производительность станка 200—250 М каркасов в смену. Диаметр изготовляемых каркасов 400—1300 Мм при максимальной их длине 8 М. Шаг навивки спирали 25—140 Мм.