Подмена каната на другой ГОСТ
Продолжаем цикл статей по подмене каната в грузоподъемных механизмах (начало в статье "Как не ошибиться при выборе стальны канатов?"). Мы узнали какой канат стоял на нашем механизме ранее, но приобрести таковой канат на данный момент нереально. Это бывает по ряду обстоятельств, к примеру, на складах у диллеров такового ГОСТа нет, а сделать канат такового типа может быть через месяц. Что делать?
Вероятна подмена каната железного 1-го ГОСТа на другой, близкий по конструкции. В ответственных механизмах возможность таковой подмены нужно согласовать с органами надзора (Котлонадзор), в механизмах, не подлежащих регистрации, делаем это без помощи других. Сначала определяемся с конструкцией. Необходимо знать, что есть более всераспространенные ГОСТы канатов: ГОСТ 2688-80, ГОСТ 3077-80, ГОСТ 7668-80 - это канаты имеющие органический сердечник, ГОСТ 3067-80, ГОСТ 14954, ГОСТ 7669-80 - канаты на железном сердечнике. В принципе, все эти ГОСТы взаимозаменяемы. На практике изредка устанавливают канаты на железном сердечнике заместо каната с сердечником из органики. Дело в том, что трос с органическим сердечником более гибкий, но его крепкость на 3-5% меньше. Хотя, вероятна итакая подмена. К примеру, производитель грузоподъемного устройства установил канат на металле поэтому, что у него просто не было другого каната. В данном случае необходимо сопоставить грузо- подъемность устройства и разрывное усилие каната, который желаем поставить.
Разглядим на примере. Имеем тельфер грузоподъемностью 0,8 т, на котором стоял канат с железным сердечником поперечником 9мм. Имеем канат металлической по ГОСТ 2688-80 поперечником 9,1 мм. Этот канат свит на органическом сердечнике. Нужно найти возможность установки такового каната на наш тельфер. Мы знаем, что канат по ГОСТ 2688 более гибок, чем стоявший ранее - это плюс. Считаем возможность подмены по грузоподъемности. В сертификате свойства на канат смотрим разрывное усилие каната. В нашем случае - 55811 ньютонов, в килограммах это 5581,1 кг, другими словами приблизительно 5,6 т. Это гласит о том, что при нагрузке в 5,6 т наш трос порвется. Обычно коэффициент прочности канатов в грузоподъемных устройствах принимается равным 6. Означает, делим 5,6 т на 6, получаем:
5,6 т : 6 = 0,93 т - это обычная рабочая нагрузка нашего железного каната.
При грузоподъемности тельфера 0,8тн мы полностью можем установить на него наш канат.
Но, повторюсь снова, подмену канатов с различными типами сердечника делают изредка. В последующей статье разглядим подмену канатов с однотипным сердечником, но с различными ГОСТами.
Э.Демченко