Машиностроение ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Результаты эксперимента и Их обсуждение
На рис. 2 представлены диаграмма нагружения (зависимость изменения напряжения о от времени t) и совмещенные с ней параметры акустической эмиссии, полученные в результате испытаний образцов из гетинакса при одноосном растяжении.
Анализ представленных данных показывает следующее.
В начальный период нагружения (участок ОА) материал образца находится в режиме отсутствия повреждаемости, что подтверждается полным отсутствием импульсов АЭ всех четырех параметрах акустического образа. Данный участок диаграммы представляет зону развития упругой деформации всего комплекса на - гружения, включая захваты.
Рис. 1. Крепление образца в нагружающем устройстве испытательной машины: 1- образец; 2- датчик АЭ; 3 - зажим; 4 - нагружающее устройство |
Зона АВ характеризуется наличием большого количества сигналов небольшой амплитуды (порядка 0,2В) и значительной интенсивности, что свидетельствует о микрорасслоении в матрице материала и расщеплении пучков волокон. Присутствие сигналов с максимальной амплитудой (до 1В) является доказательством того, что в образце также происходит развитие имеющихся и образование новых дефектов в виде микротрещин. Об этом свидетельствует также рост параметров сигналов АЭ, характеризующих интегральную повреждаемость образца - суммарный счет (55 имп.) и суммарная энергия (0,35 В с).
Участок ВС можно рассматривать как стадию образования и роста магистральной разрушающей трещины. В пределах данного участка наблюдается интенсивный рост суммарного счета и суммарной энергии сигналов, которые при практически постоянной интенсивности имеют невысокую амплитуду (порядка 0,2В), что свидетельствует о дальнейшем увеличении интегральной повреждаемости образца. Наличие сигналов АЭ с амплитудой до 0,6 В можно идентифицировать с разрывом адгезионных связей между матрицей и армирующими волокнами данного материала и разрывом отдельных волокон.
Как известно [1,2,9,10] из механики разрушения композиционных материалов причиной разрушения армированных и слоистых пластиков может быть как разрушение волокон (в случае гетинакса бумажных) или матрицы, а также нарушение их сцепления. Таким образом, прочность материала определяется прочностными характеристиками трех его структурных элементов - матрицы, волокон и адгезионного сцепления. Процесс развития микротрещины связан и с разрывом отдельных волокон, и с нарушением сцепления между волокнами и матрицей. В связи с чем энергозатратность процесса развития микротрещины выше, чем энергозатратность стадий разрыва отдельных волокон и адгезионных связей, что и подтверждается соответствующими значениями пиковой амплитуды - энергетическим показателем повреждаемости материала.
Окрестность точки С является пред - разрывной зоной. Последовательные резкий рост (до 40 имп/с) и снижение (до 20 имп/с) интенсивности сигналов в окрестности точки С свидетельствуют о лавинообразном накоплении разрушений на стадии предразрушения, и о том, что развитие магистральной трещины произошло до критической длины, а резкий рост суммарного счета и суммарной энергии является характерным признаком потери несущей способности исследуемого материала. Как следует из представленных данных, разрывное напряжение для гети - накса составляет 120 МПа.
На рисунке 3 представлены механическая диаграмма нагружения капролона и кинетика изменения параметров АЭ, при этом на диаграмме нагружения можно выделить три характерных участка. Совместный анализ представленных временных зависимостей позволяет заключить следующее.
В начальный период нагружения, участок ОА, материал образца находится в режиме отсутствия повреждаемости, что подтверждается полным отсутствием импульсов АЭ всех четырех параметрах акустического образца. Данный участок диаграммы представляет зону развития упругой деформации всего комплекса на- гружения, включая захваты, аналогично начальному участку диаграммы растяжения гетинакса.
Участок АВ - зона совместного действия упругой и пластической деформации материала образца. Под действием нагрузки происходит развитие и интенсивное накопление дефектов в структуре материала в виде микротрещин. Об этом свидетельствуют значительный рост интенсивности сигналов до значения N, Равного 34 имп/с, и наличие большого количества сигналов, пиковая амплитуда которых находится в диапазоне от 0,05 до 0,4 В.
О, МПа Рис. 2. Результаты испытаний гетинакса: а - диаграмма нагружения; б - суммарный счет; в - суммарная энергия; г - распределение амплитуды сигналов АЭ; д - интенсивность сигналов |
Рис. 3. Результаты испытаний капролона: а - диаграмма нагружения; б - суммарный счет; в - суммарная энергия; г - распределение амплитуды сигналов АЭ; д - интенсивность сигналов |
Как известно, любой реальный полимерный материал имеет дефекты, как правило, в виде краевых микротрещин. В вершинах данных микротрещин имеются микрообласти перенапряжений, в которых протекают вынужденноэластические деформации и изначально происходит разрыв химических связей [9,10]. Чередование сигналов стабильно высокой интенсивностью с пиковыми амплитудами от 0,5 до 1,0 В свидетельствует об образовании пластических зон у вершин микротрещин и наличии значительных сдвиговых напряжений, т. е. имеет место пластическая деформация в объеме материала. При этом наблюдается резкое увеличение суммарного счета до 300 событий, и суммарной энергии сигналов до 7,0 В2с, что позволяет сделать вывод об увеличении интегральной повреждаемости материала исследуемого образца. Максимум интенсивности сигналов АЭ, в пределах всей диаграммы нагружения, приходится на точку В, в связи с чем окрестность точки В можно рассматривать как зону предтекучести материала образца. Напряжение в этой точке составляет 80 МПа, и это значение можно рассматривать как предел вынужденной эластичности данного материала.
Участок кривой растяжения ВС - зона проявления эффекта ориентационного упрочнения материала образца. Установлено [9,10], что увеличение прочности полимеров при ориентации материала связано с тремя факторами: в ориентированном состоянии разрушение происходит за счет разрыва химических связей в главной цепи макромолекул, а не межмолекулярных связей; имеет место «залечивание» микронеоднородностей в материале; возникает анизотропия упругих свойств, что приводит к новому распределению напряжений в образце и предотвращает прорастание поперечных трещин.
В тот момент, когда на диаграмме растяжения появляется резкий излом в точке В, происходит быстрое сужение поперечного сечения в каком-либо месте по длине образца, т. е. появляется «шейка». В настоящее время доминирующим стало положение, согласно которому зарождение и развитие «шейки» - это скачкообразный процесс перестройки исходной структуры полимерного тела и формирования новой, ориентированной структуры, т. е. точка В - переход от изотропного к ориентированному участку образца. На кривой растяжения после максимума напряжения наблюдается постоянство напряжения - линия ВС идет параллельно оси абсцисс. Весь процесс деформации происходит при действии постоянной силы до тех пор, пока не закончится данный участок кривой нагружения. При последующем растяжении образца происходит рост «шейки», а не разрушение его: весь рабочий участок превращается в «шейку», т. е. становится ориентированным. Разрушение образца возможно только после добавочного растяжения ориентированного полимера.
На рисунке 4 показан образец из ка - пролона, на рабочей части которого имеется «шейка», образованная в процессе деформирования. На рисунке довольно четко видно наличие резкой границы между исходной (неориентированной) и тонкой (ориентированной) частями образца, при этом материал «шейки» отличается по степени прозрачности от исходного, что связано с образованием микроскопических разрывов.
Явление ориентационного упрочнения полимерного материала выступает «тормозом» процесса накопления разрушений и препятствует непосредственно разрушению материала, что подтверждается прекращением роста суммарного счета и суммарной энергии сигналов, а также резким снижением их интенсивности к концу участка (точка С). Амплитудное распределение сигналов в пределах данного участка обусловлено процессами структурной перестройки во время растяжения образца и микропластическими сдвигами в объеме материала.
Таким образом, на основе анализа полученных результатов исследований можно заключить следующее:
1. Накопление повреждений в конструкционных полимерных материалах под нагрузкой является сложным многостадийным процессом. В случае нагружения гетинакса эти стадии включают микропластические сдвиги в матрице, трещи - нообразование в матрице, разрыв адгезионных связей между матрицей и армирующим элементом, разрыв отдельных волокон и целых пучков армирующего материала. Для капролона характерны процессы разрыва химических связей, вынужденноэластической деформации в вершинах микротрещин и пластической деформации в объеме материала. Все эти процессы сопровождаются образованием упругих волн АЭ.
2. Методика одноосного растяжения конструкционных полимерных материалов в сочетании с методом акустической эмиссии может эффективно использоваться для исследования процессов деформации и разрушения, а также для установления предельных характеристик для материалов различных классов.