ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Использование автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Контейнерные перевозки отходов
Для перевозок отходов вне производственных предприятий используется автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Преимущество автомобильного транспорта состоит в том, что он доставляет отходы непосредственно на место их переработки или захоронения.
Помимо грузового автомобильного транспорта общего назначения для перевозки твердых отходов разработаны и выпускаются отечественной промышленностью специальные автомобили на базе серийных шасси.
Автомобиль КамАЗ-МСК предназначен для механизированной погрузки емкости с отходами, транспортирования и снятия емкости или выгрузки отходов самосвальным способом. Изготавливается на базе шасси КамАЗ-53212, 53213, способен перевозить до 10 т отходов, выпускается с объемом кузова 10; 14 и 26 м. На базе КамАЗа выпускается автомобиль FAUN БМ-53229 с объемом кузова от 8 до 26 м3, предназначенный для перегрузки мусора из контейнеров объемом 0,8; 1,1 и 3,8 м . Белоруссия выпускает автомобили МАЗ 6303-110 и M3KT-7321 грузоподъемностью 25 и 41 т соответственно, предназначенные для транспортировки пакетированных отходов (тюков) с мусороперегрузочных станций к месту переработки и захоронения.
На базе автомобилей МАЗ и КрАЗ Белоруссией и Украиной выпускаются автощеповозы с саморазгружающимися полуприцепами вместимостью 37 — 70 м3. Так, автощеповоз JIT-170, имеющий грузоподъемность 20 т, состоит из седельного тягача КрАЗ-258Б1 и специализированного полуприцепа, цельносварной кузов которого имеет объем 70 м. На базе автомобилей MA3-54331 и MA3-5430 изготавливаются автощеповозы марок JIT-191 и JIT-7A с кузовами вместимостью 40,8 и 37,0 м соответственно. Грузоподъемность этих автомобилей 13,3 и 12,3 т соответственно.
Значительный интерес представляет разработанный в последние годы в Японии вакуумный сборник отходов на колесном ходу, имеющий приемную цистерну, систему трубопроводов, компрессор, мокрый скруббер и эжектирующий цилиндр. Некоторые рабочие характеристики такого вакуумного сборника: объем приемной емкости 14 м ; скорость транспортировки отходов внутри сборника 20 м/с; скорость компрессорного воздуха 30 м/с; максимальная мощность двигателя системы отсоса 130 кВт. Обслуживает такую установку один человек. Установка снабжена специальными запорными устройствами, системой автоматики, контрольно-регулирующей аппаратурой.
Стоимость автомобильных перевозок отходов мало зависит от расстояния, но все же наиболее рационально использование автотранспорта при дальности перевозок до 40 км.
При перевозке отходов на более дальнее расстояние становится целесообразным использовать железнодорожный и водный транспорт. Для перевозки грузов по железной дороге используют железнодорожные вагоны и полувагоны, цистерны и открытые платформы. На открытых платформах по железной дороге целесообразно перевозить лом черных и цветных металлов. Металлическую стружку перевозят на закрытых платформах, разгружаемых снизу на конвейер, подающий стружку в приемный бункер.
Для транспортировки по железной дороге древесной щепы разработаны вагоны-щеповозы моделей 22-478 и 12-400Н вместимостью 135 и 158 м соответственно. Кроме того, производятся полувагоны с наращенными бортами вместимостью 71; 73 и 104 м3.
Во всех случаях, когда это возможно, следует использовать контейнерные перевозки отходов. Транспортирование отходов в контейнерах — наиболее экономичный вид их перевозки. Хорошо известны, например, контейнеры, предназначенные для перевозки бытовых отходов.
Контейнерные перевозки отходов могут выполняться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом с использованием съемных, приспособленных для механизированной перегрузки контейнеров.
Контейнеры для перевозки твердых и пастообразных промышленных отходов представляют собой сварную конструкцию, усиленную ребрами жесткости. В верхней части контейнера расположены загрузочные люки, имеющие крышки. На передней стенке контейнера имеется автозахватное устройство. Система герметизации контейнера исключает возможность самопроизвольного открывания крышки люка.
Промышленность выпускает контейнеры различной емкости и конструкции. Наиболее часто для сбора твердых бытовых отходов используются контейнерьі марок К-0,75; К-6; К-10 и К-27 вместимостью 0,75; 6; 10 и 27 м соответственно.
Автоцистерна для перевозки жидких отходов также представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух днищ и обечайки. В верхней части цистерны имеется загрузочный люк с герметично закрывающейся крышкой. Опорожнение цистерны производится через лючок, расположенный в нижней части заднего днища, который открывается автоматически из кабины водителя.
Особые требования при проектировании и изготовлении предъявляются к специальным контейнерам для перевозки отходов, опасных для людей и окружающей среды.
Одной из разновидностей контейнеров можно считать сменный кузов автомобиля. На базе автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-3307 выпускаются спецавтомобили ЗИЛ-МСК-Т и ГАЗ-МСК-Т со сменными кузовами грузоподъемностью 7 и 3 т соответственно. Опыт эксплуатации автотранспорта со сменными кузовами для транспортировки отходов показал, что из отечественных автомобилей лучшим является КамАЗ-5513 с погрузочно-разгрузочным механизмом "подъемный крюк".
Водный транспорт в силу своей сезонности, а во многих случаях и удаленности от места образования или использования отходов применяется реже. Его использование, как правило, требует перегрузок, что значительно удорожает стоимость перевозок. Наиболее рационально использовать его при перемещении отходов на значительные расстояния (несколько сот километров и более).
Водный транспорт предусматривает использование барж и других судов для перевозки отходов. Особенно широко его используют для транспортирования грунтов при производстве дноуглубительных работ на водных путях.