Практические задачи
Защитники двигателя Стирлинга, убежденные в его привлекательных потенциальных возможностях, часто оказываются в затруднительном положении, будучи не в состоянии продемонстрировать рекламируемые ими достоинства и характеристики на реальной машине. Что же касается преподавателей инженерных факультетов, то они пренебрегают циклом Стирлинга, вероятно сомневаясь в возможности практической реализации цикла в лабораторных условиях. Причин для таких затруднений нет, так как имеются производители машин Стирлинга, готовые их продать. Двигатели, которые уже существуют, это либо демонстрационные модели простого действия в большинстве случаев с выходной мощностью на валу менее 200 Вт, либо прототипы машин двойного действия с номинальной мощностью более 30 кВт. Организации, осуществляющие программы научно-исследовательских работ, возможно, не станут покупать эти дорогие прототипы на ранних стадиях их разработки, а предпочтут сами построить двигатель мощностью в несколько киловатт. В учебных заведениях типа университетов существующие демонстрационные модели могут не найти применения из-за несоответствия имеющимся там испытательным стендам.
В любой ситуации желательно для начала построить несколько небольших двигателей для подтверждения самого принципа и получения определенного признания, с тем чтобы затем перейти к более серьезным разработкам. При этом следует постоянно помнить о так называемом «брезентовом эффекте», открытом проф. Билом. Бил утверждает, что во всех лабораториях, занимающихся разработкой двигателя Стирлинга, «имеется темный угол, где можно прикрыть брезентом плод любой неудачной попытки его создания». Размеры такого брезента пропорциональны амбиции конструктора или отсутствию у него соответствующих знаний. Другими словами, благоразумнее всегда начинать с простого и малого, особенно когда это касается свободнопоршневых двигателей Стирлинга.
В данной главе описаны уже изготовленные двигатели и указано, где можно приобрести их чертежи и отдельные узлы, с использованием которых удастся создать образцы, подтверждающие принцип действия двигателя. Независимо от того, является ли данная организация потенциальным пользователем или производителем двигателей Стирлинга, весьма желательна самостоятельная разработка ею нескольких небольших машин.