Ромбический привод
Ромбический привод был изобретен сотрудником фирмы «Филипс» Мейером для использования в одноцилиндровом двигателе компоновочной модификации бета типа показанного на рис. 1.18. Эта конструкция механизма привода позволяет добиться идеальной балансировки. Ромбический привод является усовершенствованной формой балансира Ланчестера (XIX в.) [47], показанного на рис. 2.29 для четырехцилиндрового двигателя с рядным расположением цилиндров. Силы разбаланса вызывают силу вибрации Fs, действующую в центре тяжести двигателя. Балансир Ланчестера расположен таким образом, что точка контакта двух зацепленных шестерней, являющихся главными элементами устройства, находится точно под осью двигателя. Эти шестерни вращаются в противоположных направлениях п перемещаются относительно вала кривошипа с
Рис. 2.29. Балансир Ланчсстера и его использование в двигателе [47, 50]
Помощью косозубого колеса, как показано на рис. 2.29. Обе шестерни снабжены эксцентрическими массами. Результирующая сила инерции вращающихся масс уравновешивает силу разбаланса Fs- Сила, которую нужно уравновесить в данном случае — это результирующая сил инерции четырех поршневых механизмов. Однако с точки зрения действия балансира безразлично, является ли двигатель одноцилиндровым или многоцилиндровым. Следовательно, силу разбаланса одного поршня можно уравновесить, применяя принцип Ланчестера. Однако, поскольку в цилиндре движутся два поршня, задача решается не столь же просто, так как теперь в возвратно-поступательном движении участвуют две массы, причем фазы их движения различны. Теперь потребуются два балансира, чтобы уравновесить оба поршня, и некоторая передача, чтобы требуемым образом привести в движение оба поршня. Ромбический механизм привода Мейера является элегантным практическим осуществлением этого принципа. Ланчестер также решил эту задачу для обычного двигателя (рис. 2.29) [50].
Математическое описание динамики ромбического привода довольно громоздко и запутанно, но этот вопрос очень ясно изложен в докторской диссертации Мейера [49]. Теоретический вывод условий балансировки представлен в приложении Б. Чтобы понять принципы балансировки ромбического прнводного механизма, вернемся к рис. 1.18, на котором можно видеть, что этот механизм состоит из двух кривошипов и соединяющих их рычажных передач, смещенных относительно оси двигателя; кривошипы вращаются в противоположных направлениях и связаны двумя синхронизирующими шестернями. Рабочий поршень прикреплен к верхней траверсе, а вытеснительный — к нижней. Все соединительные рычаги имеют одинаковую длину, образуя ромб, н механизм обеспечивает полную симметрию в любой момент времени рабочего цикла. Если массы поршней и связанных с ними возвратно-поступательно движущихся деталей равны, то центр тяжести ромба всегда будет расположен в его геометрическом центре, и, когда приводной механизм вращается, центр тяжести перемещается вверх вдоль линии хода. Силы инерции, возникающие при этом движении, можно компенсировать, добавляя к каждой распределительной шестерне вращающуюся массу, равную массе поршня, так, чтобы их центры тяжести периодически перемещались в направлении, обратном направлению движения центра тяжести ромба, и положение центра тяжести всей системы оставалось неизменным. Таким образом достигается идеальная балансировка сил инерции, направленных по вертикали. Чтобы выполнить эти требования, необходимо достаточно точно определить положение уравновешивающих масс и их величину, как описано в приложении Б. Ввиду характерной симметрии системы сумма сил инерции в горизонтальном направлении равна нулю и сумма моментов, обусловленных этими силами, также равна нулю.