Машины, работающие по циклу Стерлинга
Автомобильные двигатели
Новейший усовершенствованный двигатель Стерлинга — продукт совместных усилий многих областей техники. Исследовательская лаборатория фирмы «Филипс», вероятно, единственная в мире, объединяющая передовую технологию с дальновидностью руководства, что йозволяет ей длительное время проводить исследования по двигателям Стерлинга в широком масштабе. Несмотря на затраченные огромные усилия в этой области, оцениваемые приблизительно в 2000 человеко-лет, можно провести простое сравнение с затратами, вложенными в развитие двигателей внутреннего сгорания. Ежегодно только в фирме «Дженерал моторе» в разработке двигателей внутреннего сгорания участвуют тысячи инженеров. Общее число людей, связанных с созданием двигателей внутреннего сгорания, начиная от профессоров университетов, конструкторов, производственного и эксплуатационного персонала и кончая вновь принятыми учениками-автомеханиками, трудно подсчитать. То что фирма «Филипс» в относительно короткое время и с относительно малым штатом сотрудников смогла создать двигатели Стерлинга с высокими характеристиками, представляется для других фирм невероятным; принимая все это во внимание, было бы рискованно пытаться предвидеть будущее развитие.
Сомнительно, чтобы двигатель Стерлинга, если исходить только из экономических показателей, мог бы когда-нибудь составить конкуренцию дизелю в любых уже установившихся областях применения. Однако сейчас вопрос об использовании двигателей уже не поднимается на основании только одних технико-экономических показателей. Социальные аспекты техники становятся все более важными; это особенно видно из того, что общество уделяет пристальное внимание проблеме загрязнения воздуха выхлопными газами автомобильных двигателей. Известно, что интерес к этому вопросу особенно высок в США, где наиболее велика мощность автомобильных двигателей. В настоящее время (1971 г.) федеральное законодательство и законодательства штатов предполагают несколько снизить уровень токсичных составляющих в выхлопных газах автомобильных двигателей. В то же время фирма «Филипс» уже убедительно продемонстрировала значительное уменьшение шума и загрязнения воздуха при применении двигателей Стерлинга для автомобилей. Возможно, что под действием общественности будут приняты более жесткие стандарты, контролирующие загрязнение воздуха, а от дизелей и бензиновых двигателей внутреннего сгорания потребуют таких норм по уменьшению вредных составляющих в выхлопных газах (или введут сложную систему контроля за их составом), что двигатели фирмы «Филипс» будут конкурентоспособны. Вероятность такой ситуации вполне реальна, и, без сомнения, это и есть основание для фирмы «Филипс» и ее субподрядчиков обратить особое внимание на разработку автомобильных двигателей мощностью 73,5 кВт (100 л. с.) и 147 кВт (200 л. е.). Последующие несколько лет должны быть переломными в этом вопросе, но к 1980 г. двигатели Стирлинга на грузовиках могут быть уже не новостью.