Машины, работающие по циклу Стерлинга
КРИОГЕННЫЕ ГАЗОВЫЕ МАШИНЫ
На ранней стадии работ по двигателям Стирлинга Рини и дю Пре заметили, что двигатель, если его вращать с помощью электродвигателя, может работать и в режиме холодильной машины. В 1945 г. на двигателе мощностью 0,735 кВт (1 л. е.), работавшем по циклу холодильной машины, была достигнута температура 83 К. Последующие исследования по криогенным машинам с циклом Стирлинга относятся к работам самостоятельной группы, возглавляемой док - трром Келлером (1955—1960 гг.). Дальнейшие 25 лет показали значительные достижения отделения криогенных машин фирмы «Филипс», занявшего ведущее положение в криогенном машиностроении. Считается, что к технике низких температур относятся температуры ниже 100 К, при которых происходит ожижение таких газов, как метан, кислород, азот, аргон, водород, гелий и др.
Келлер отмечал, что он сконструировал свою первую модель по типу рядного воздушного двигателя и в 1950 г. добился достаточно низкой температуры, при которой можно было уже получить жидкий воздух. К 1954 г. криогенная газовая машина для ожижения воздуха уже работала (рис. 8-10) с производительностью 7 л/ч. Это была одноцилиндровая машина вытеснительного типа с приводом от электродвигателя. Головка цилиндра охлаждалась в процессе расширений рабочего тела (водорода или ГеЛия). Атмосферный воздух при прохождении через большой теплообменник соприкасался с холодной головкой машины и постепенно охлаждался до температуры ожижения. Содержащаяся в воздухе влага и углекислота осаждались на пластинах вымораживателя. Образовавшиеся лед и твердую углекислоту необходимо было удалять (при-
Рис. 8-10. Схема газовой криогенной машины, работающей по обратному циклу Стирлинга. 1 — рабочий поршень; 2 — рукав для слива жидкого воздуха; 3 — полость сжатия; 4 — холодильник; 5 — регенератор; 6 — вытеснитель; 7 — конденсатор; 8 — полость расширения. |
Близительно через каждые 100 ч) в процессе «размораживания» мащины, который занимал около 2 ч. Впоследствии в установку для ожижения воздуха была введена воздухоразделительная колонна. В этом случае на установке можно получать азот высокой чистоты с производительностью 5—6 л/ч. Наряду с воздухоразделительными колоннами были разработаны также и четырехцилиндровые варианты машин для ожижения газов с производительностью около 4000 л жидкого, азота в неделю. Эти машины в периоды между «размороз - ками» могут работать автономно до двух недель.
Получил распространение и другой ожижитель газов со второй, дополнительной полостью расширения. Наименьшая температура, которую можно получить на этой машине, составляет 12 К. В такой машине достигается одновременное охлаждение на двух температурных уровнях: от 12 до 40 К в холодном теплообменнике и от 50 до 80 К — в среднем. Эта машина обеспечивает основной температурный контроль системы, предназначенной для исследовательских работ при криогенных температурах, а также входит в установку фирмы «Филипс», объединяющей водородно-неоновый ожижитель и реконденсатор. Применяется машина и как составная часть си-
Рис. 8-12. Характеристики Большой криогенной машины.
Стемы для ожижения гелия, включающей расширительную установку Джоуля — Томсона.
50 100 150 200 250' Температура полости расш. иренияТ££ |
Имеющиеся сейчас в продаже криогенные газовые машины отличаются от первоначально созданных ожижителей своими меньшими или большими размерами. Такие миниатюрные криогенные машины разработаны для охлаждения инфракрасных детекторов и других устройств электронной аппаратуры (как, например, для охлаждения сверхпроводящих материалов); они используются как крионасосы, а также для переконденсации криогенных жидкостей. Одноступенчатые машины позволяют обеспечить температуру охлаждения до 30 К, двухступенчатые — до 20 К. Сделана оценка и трехступенчатому варианту машины, в которой была достигнута температура 7 К. Были разработаны также и очень небольшие машины с общей массой около 1 кг (Даниэльс и дю Пре, 1971 г,) (Daniels, du Pre). С другой стороны, Дросом (Dros, 1965 г.) описана большая промышленного типа криогенная газовая машина (рис. 8-11). Ее характеристики приводятся на рис. 8-12. Машина представляет
особый интерес, поскольку она единственная из числа машин фирмы «Филипс», выполненная не по одноцилиндровой схеме и не относящаяся к вытеснительному типу машин. Это машина — двухпоршне - вого типа с гидравлическим приводом поршней; такая компоновка обеспечила значительное увеличение «производительности» по сравнению с машинами вытеснительного типа. Она предназначена не для лабораторных целей, а для промышленного использования и работает с высокой надежностью длительное время без ремонта. Предполагается, что машина найдет применение при ожижении и переконденсации природного газа, выкипающего из больших резервуаров, и в морских транспортах.
Кёллер и его коллеги подчеркивают важную роль регенератора для криогенных газовых машин. Значимость регенератора для низкотемпературных машин намного выше, чем для двигателей. Келлер отмечает, что снижение эффективности регенератора на 1 % приводит к 21% потерь идеальной холодопроизводительности при температуре расширения 75 К[14], которые возрастают до 98% при температуре расширения 20 К[15].
В процессе работы над большими промышленного типа криогенными установками фирмой «Филипс» была разработана машина с ромбическим приводом. Позднее от нее пришлось отказаться в пользу двухпоршневой гидравлической машины Дроса, описание которой было дано выше. Производство машин с ромбическим приводом было продолжено компанией «Веркспур» (Werkspoor), и некоторое количество таких машин было продано в конце 60-х годов акционерным обществом С. V. I.