ИЗГИБ
П |
Ознакомившись с деформацией при растяжении и сжатии, рассмотрим теперь изгиб, которому подвергаются многие конструкции. Например, тяжесть поезда стремится прогнуть мост, переброшенный с одного берега реки на другой, сила тяжести изгибает оси вагонов и паровоза, крыло самолёта испытывает изгиб в воздухе и т. д.
Резиновая пластинка помогла нам разобраться в растяжении и сжатии. Чертёжная резинка облегчит нам раскрытие секретов изгиба.
Возьмите такую резинку и - начертите на её широкой грани вертикальные параллельные линий с одинаковыми промежутками между ними. Прогните резинку пальцами, как показано на рисунке 15. Вы увидите, что расстояния между линиями в верхней части уменьшатся, а в нижней — увеличатся. Значит, верхняя часть сжата, а нижняя — растянута. Сильнее всего растянут самый пижннй слой материала, сильпее всего сжат самый верхний. Промежуточная часть деформируется меньше, а па самой середине резинки расстояния между линиями не измепяются совсем. Этот средний слой не подвержен ни растяжению, ни сжатию. Он не участвует в деформации, как бы сохраняя нейтралитет. Поэтому его и называют нейтральным слоем.
Как нам уже известно, чем больше деформация, тем больше и напряжение. Нейтральный слой не растягивается и пе сжимается, значит, п нём нет и напряжений. По мере удаления от нейтрального слоя деформация растёт, соответственно ей растут и напряжения. Наиболее напряжёнными окажутся самый верхний и самый нижний слои резины. 94
Рассмотрим, какие силы вызывают изгиб. На рис. 15 стрелками показаны усилия пальцев, сгибающих резинку. Усилия большого и указательного пальцев каждой руки образуют пару сил, т. е. две одинаковые параллельные силы, направленные в
Разные СТОрОНЫ. Подоб - Штралънййакй
Ное взаимодействие усилий часто встречается в жизни. Например, водитель автомашины, прикладывая силы своих рук к баранке руля, создаёт пару сил, поворачивающую руль. Такую же па ру создают усилия паль цев. завинчивающих гайку. Действие пары сил будет тем большим, чем больше образующие её силы и чем больше расстояние между ними — плечо пары.
Произведение силы на плечо называется моментом. Усилия пальцев изгибают резинку, они создают момент, называемый изгибающим.
Подобно резинке любая деталь машины или
Сооружения будет изгибаться только в том случае, если действующие на неё силы образуют изгибающий момент.
Создаваемые правой и левой рукой моменты уравновешивают друг друга, так как они одинаковы по величине и противоположны по направлению. Но если мысленно разрезать резинку на две половины (рис. 16), то момент внешних сил, воздействующих на любую половину, будет уравновешен моментом внутренних сил, действующих в месте разреза.
Мейпуяльныи слой Рис. 15. Деформация изгиба. Верхняя часть резники сжата, пихшяя растянута. Длина нейтрального слоя осталась неизменной. |
Посмотрите на рисунок 16. Напряжения, условно обозначенные на рисунке тонкими стрелками, н верхней и нижней частях резинки направлены в противоположные стороны, потому что верхняя часть сжимается, а нижняя
растягивается. Заменим растягивающие напряжения одной силой — их равнодействующей (на рисунке обозна^ чепа одной жирной стрелкой).
Проделаем то же самое е напряжениями на верхней части. Получилась пара сил. Момент этой пары равен И противоположен моменту, создаваемому пальцами: они уравновешивают друг друга. Чем больше момент внутренних сил, тем сильнее сопротивление изгибу.
Нейтральный слой. |
Способность бруса сопротивляться изгибу, его прочность при изгибе, зависит от размеров поперечною сечения. Если сравнить два квадратных бруска из одного и того же материала, из которых один имеет поперечное сс чепие, например, 1 см X 1 см> я другой - 2 см'/2 см, то
■порой брус будет в восемь раз прочйее первого. А брус сечением 3 см X X 3 см окажется уже в 27 раз прочнее пруса сечением I см X 1 см.
Возьмём теперь стальной стержень, начнём его изгибать, постепенно увеличивая нагрузку. Наступит такой мо-
Рис. 16. Равновесие внешних и мент, когда напряжение в внутренних сил при изгибе. крайних, наиболее удалённых от нейтрального слоя, частях поперечного сечения стержня достигнет предела текучести. Вот этот момент и считают опасным для прочности детвли. Его учитывают при определении поперечных размеров детали. Поперечные размеры обычно берут такими, чтобы расчетное напряжение в крайних точках сечения пе превысило допускаемо!! исличины.
Однако в этом случае способность детали сопротивляться изгибу еще далеко. пе исчерпана. Ведь напряжения во внутренних частях стержня будут меньше допускаемых.
Учеными разработаны способы расчёта на прочность балок и других изгибаемых частей машин н сооружений. В этих расчётах учитывается способность стрежнсй, балок и других деталей сопротивляться изгибу и после появления текучести материала в наиболее напряжённых слоях. Практически это даёт возможность полнее использовать
грузоподъёмность балок, создавать более лёгкие и экономичные конструкции машин и сооружений из металла и других материалов.