2. ПАРОВАЯ МАШИНА НА СУХОПУТНОМ ТРАНСПОРТЕ
Попытки применить паровую машину как средство передвижения по обычным дорогам в конце XVIII и начале XIX века не имели успеха вследствие громоздкости паровых повозок и частых поломок их на плохих дорогах. Позже, в сороковых годах прошлого столетия, в Англии имелись паровые дилижансы, регулярно курсировавшие между городами со значительной по тому времени скоростью, доходившей до 24 километров в час. Однако они не выдержали конкуренции с конными дилижансами и развивавшимися железными дорогами.
Наиболее широкое применение паровая машина нашла в паровозостроении.
Создателем паровоза считается Георг Стефенсон (1781—1845 гг.). На конкурсе, объявленном на паровозы для железной дороги между городами Манчестер и Ливерпуль в 1829 г., его паровоз «Ракета» одержал блестящую победу, превысив все показатели конкурса: вместо 16 километров в час, он развил среднюю скорость 21,56 километра, а наибольшую — 34,4 километра.
На рис. 15 показан паровоз «Ракета» с котлом, который имеет все элементы современного паровозного котла — огневую коробку с кожухом, плоские стенки которых соединены связями, и цилиндрический корпус с дымогарными трубами. Паровозы Огефенсона более поздней постройки очень похожи на современные, но, конечно, размеры их меньше.
Особенно важным устройством, изобретенным Стефен - соном, было приспособление для изменения хода машины на обратный, которое получило название «кулис - пого механизма Стефенсона» и сохранило свое значение до настоящего времени.
Пятью годами позже работ Стефенсона Е. А. и С. Е. Черепановы, работавшие на Нижнетагильском заводе Демидовых, построили первый русский паровоз, а через год — второй, более совершенный и более мощный. Черепановых постигла судьба Ползунова: в это же время строилась первая в России железная дорога Петербург— Царское село, и, вместо того чтобы использо
Рис. 15. Паровоз Стефенсона «Ракета». |
Вать опыт уральских строителей железных дорог и паровозов, царское правительство предпочло выписывать из Англии не только паровозы, вагоны и рельсы, но даже машинистов.
Отечественное паровозостроение начало развиваться одновременно с расширением сети железных дорог и достигло больших успехов. В настоящее время нашими заводами построены паровозы мощностью свыше 3000 лошадиных сил; скорость пассажирских паровозов достигает 150 километров в час.
Современные паровозы, один из которых изображен на рис. 16, работают на перегретом паре; у них отработавший пар частично используется для подогрева питательной воды для котла; подача топлива в топку механизирована. Однако паровоз работает в крайне неблагоприятных условиях: сильно охлаждается наружным воздухом, особенно зимой; топочное пространство котла слишком мало для экономичного сжигания большого количества топлива; сильной тягой выносится в трубу много мелкого топлива; паровая машина работает с большим противодавлением. Вследствие этого коэффициент по-
Рис. 16. Советский мощный паровоз серии «Л». |
Лезного действия его меньше, чем у стационарных машин, и не превышает 5—7%. Вот почему в последние годы в технически развитых странах паровозы заменяются тепловозами и электровозами.
Директивами XX съезда КПСС предуематривается прекращение в шестом пятилетии (1956—1960 гг.) постройки магистральных паровозов и расширение строительства электро - и тепловозов.
Ции гребного приспособления. Второй его пароход «Клер - монт» был построен в Америке и в 1807 году совершил первый удачный рейс, после которого пароходостроение начало быстро развиваться. На «Клермонте» гребные колеса приводила в движение одноцилиндровая паровая машина двойного действия мощностью 18 лошадиных сил, с котлом в кирпичной обмуровке.
В России первые пароходы, или, как их раньше называли, «пироскафы», начали ходить с 1815 года.
Судовые машины развивались быстрее стационар - пых, так как выигрыш в их размерах и весе и большая экономичность позволяли для коммерческих судов увеличить полезный груз, а для военных кораблей — вооружение.
Паровые машины с балансирами, громоздкие и тяжелые, уступили место безбалансирным (отметим, что первая безбалансирная машина была построена на Ижор - ском заводе в Петербурге). Давление пара в судовых котлах было первоначально очень низким — всего до 1,25 атмосферы, значительно отставая от сухопутных установок. Это объясняется тем, что для охлаждения пара в конденсаторах применялась забортная морская вода, поступавшая затем вместе с конденсатом в котлы. При более высоком давлении, а следовательно, и более высокой температуре пара и равной ей температуре воды в котле, соли, содержащиеся в морской воде, осаждались на стенках котла, а это уменьшало их теплопроводность и, кроме перерасхода топлива, вызывало опасный перегрев их. Только после того, как стали применять поверхностный конденсатор, в котором охлаждающая вода проходит по трубкам, омываемым отработавшим паром, и не смешивается с ним, и после того, как вместо забортной воды стали применять чистый конденсат с добавкой пресной воды, давление пара стало повышаться.
Горизонтальные машины остались только для вращения гребных коле. с с малым числом оборотов, а для винтовых пароходов применяются исключительно более быстроходные и более компактные вертикальные машины, преимущественно тройного расширения.
В начале XX века судовые машины достигли огромной мощности 17 500 лошадиных сил. В настоящее время на
военных и крупных коммерческих судах, особенно на пассажирских пароходах, они вытеснены паровыми турбинами, хотя еще и устанавливаются на мелких и средних судах.