1. ПАРОВЫЕ МАШИНЫ
^Г1 епловая энергия водяного пара может быть использо - * вана для выработки механической энергии, нагревания, выпаривания и т. д.
Первые попытки использовать водяной пар для получения работы — поднятия воды на высоту—относятся к началу XVII века. На рис. 9 изображен прибор итальянца
Рис. 9. Водоподъемный прибор Джиованни делла Порто. |
Джиовании делла Порто (1601 г.), в котором пар давил на поверхность воды и заставлял ее подниматься. Более совершенные приборы, основанные по тому же принципу, работали с очень не
Большим давлением пара, поднимали воду лишь на несколько метров и оказались малопригодными для откачивания воды из шахт — основной задачи, для которой они создавались.
Изобретатель парового котла Дени Папин предложил машину, хотя не нашедшую практического применения, но послужившую прообразом последующих машин. Она состояла из цилиндра с движущимся в нем поршнем (рис. 10, а). На дно цилиндра наливали воду, поршень опускали вниз, причем воздух из цилиндра выходил через отверстие в поршне, закрываемое затем штифтом, и начинали снизу подогревать цилиндр. Образующийся пар поднимал поршень, который в верхнем положении закрепляли чекой. После этого из-под цилиндра убирали огонь. Когда цилиндр остывал, в нем,
вследствие конденсации пара, образовывалось разрежение. Затем вынимали чеку, и поршень под давлением атмосферного воздуха опускался вниз, поднимая при этом груз, привязанный к шнуру, перекинутому через блоки. Таким образом, цилиндр служил и котлом и конденсатором пара. Понятно, что удовлетворительно работать такая машина не могла.
33 |
Вопрос о применении паровой машины для откачки воды из шахт был разрешен с появлением машины Нью - комена (рис. 10,6). Машина состояла из котла, соединен-
Рис. 10. Схемы атмосферных паровых машин: А — машнина Папина; б — машина Ныокомсна. |
Ного через кран с цилиндром, поршня и балансира, один конец которого был связан с поршнем, а другой с тягой насоса. Чтобы привести машину в действие, открывали кран, находящийся между котлом и цилиндром, и впускали в цилиндр пар с очень небольшим давлением. Пар вытеснял из цилиндра воздух через трубку, подведенную к нижней части цилиндра, и поднимал поршень, чему помогал груз на тяге насоса. Когда поршень доходил до верхнего положения, паровой кран закрывали и из со
суда, находящегося над цилиндром, впрыскивали в цилиндр холодную воду. При этом пар конденсировался, под поршнем получалось разрежение и он под давлением воздуха опускался вниз, поднимая при этом штангу насоса. Вода, образовавшаяся от конденсации пара, и охлаждающая вода удалялись через ту же трубку, через которую удалялся воздух. Управление машиной сводилось, таким образом, к открыванию и закрыванию в известном порядке кранов. Первоначально это делалось вручную, позже было устроено автоматическое распределение. В несколько усовершенствованном виде машина Ньюкомена просуществовала почти 60 лет и применялась исключительно для приведения в действие насосов. Для того чтобы использовать ее как универсальный двигатель, подавали воду на водоналивные колеса, которые, в свою очередь, работали на шахтные подъемники, приводные молоты, кузнечные мехи и др., что не решало вопроса о создании действительно универсального двигателя.
В России первая машина Ньюкомена была установлена в 1777 году для обслуживания доков. В то время паровые машины в Россию ввозили из-за границы, хотя в 1766 году в Сибири И. И. Ползунов (1728—1766 гг.) построил гораздо более совершенную машину. Его машина имела два цилиндра, работавшие попеременно, и была связана непосредственно с мехами, обслуживавшими плавильные и нагревательные печи. К сожалению, в царской России Ползунов не встретил необходимой поддержки.
В тот период промышленность Англии, как наиболее развитой страны, требовала создания более универсального двигателя, чем машина Ньюкомена. Появлялись все новые и новые усовершенствования, из которых решающую роль сыграли изобретения Уатта (1738—1819 гг.); он добавил к машине Ныокомепа конденсатор — отдельный сосуд, в котором конденсировался пар.
Конденсатор Насос для удале - пая конденсата Рис. 11. Паровая машина Уатта. |
На рис. И изображена водоподъемная машина Уатта с таким же приводом к балансиру и к насосам, как на рис. 10, б; в отличие от машины Ньюкомена пар впускался в полость над поршнем. Парораспределение производилось тремя клапанами — верхним 1 — паровпускным, нижним 2 — паровыпускным и средним 3 — перепускным,— соединяющими полости цилиндра над поршнем и под ним. Во время хода поршня вверх под действием веса груза, подвешенного к тяге насоса, впускной и выпускной клапаны закрыты, а перепускной открыт и пар, находившийся в верхней полости, свободно переходит в нижнюю. Когда поршень дойдет до верхнего положения и начнет двигаться вниз, перепускной клапан закрывается и открываются впускной и выпускной клапаны. В верхнюю полость поступает из котла свежий пар, а из нижней полости пар выходит в конденсатор, где смешивается со впрыскиваемой водой и конденсируется, образуя разрежение. Таким образом, поршень движется вниз под действием разности давления пара и разрежения в конденсаторе. В момент прихода поршня в нижнее положение впускной и выпускной клапаны закрываются, перепускной открывается и поршень под действием груза на тяге насоса опять поднимается вверх. Откачивание конденсата и охлаждающей воды производилось специальным насосом.
35 |
На рис. 11 видно, что стенки цилиндра машины Уатта полые. Это сделано по следующей причине: пар, выходящий из цилиндра, имеет меньшее давление, а следовательно, и более низкую температуру, чем пар, впускаемый в цилиндр, и поэтому в период выпуска пара стенки цилиндра охлаждаются. Свежий пар, соприкасаясь с остывшими стенками, частично конденсируется, из-за чего ие вся теплота его превращается в механическую работу. Это явление называется начальной конденсацией и очень сильно увеличивает расход пара. Поддерживая высокую температуру стенок цилиндра, можно уменьшить начальную конденсацию и этим уменьшить
3*
Расход пара, т. е. получить экономию топлива. Вот для этой цели и служит паровая рубашка — промежуток между двумя стенками, через который проходит пар и поддерживает высокую температуру стенок цилиндра. Паровая рубашка применяется до настоящего времени для машин, работающих на насыщенном паре. Перегретый пар, как мы знаем, при охлаждении не конденсируется, и поэтому для машин, работающих на перегретом паре, паровая рубашка не нужна.
Дальнейшим усовершенствованием машины Уатта было применение отсечки пара, т. е. впуск его только на части хода поршня, остальную часть хода поршень проходит под действием расширяющегося пара. Расход пара, а следовательно, и расход топлива будет меньше, но и мощность, развиваемая машиной, также уменьшится. Для увеличения мощности Уатт стал впускать пар по обе стороны поршня, и таким образом получилась машина двойного действия с расширением пара.
Машину двойного действия уже можно было приспособить для получения вращательного движения, что требовалось текстильной промышленностью.
Одним из важнейших изобретений Уатта, которое до настоящего времени является необходимой принадлежностью каждого двигателя, был центробежный регулятор числа оборотов. При слишком высоком числе оборотов развивается настолько большая центробежная сила массивного обода маховика, что он может разорваться и причинить большие разрушения. Регулятор числа оборотов 13 Показан на рис. 12. В основном он состоит из двух грузов, подвешенных на рычагах и вращающихся вокруг его оси. При вращении грузы под действием центробежной силы расходятся, причем заслонка, связанная с ними и находящаяся в трубе, подводящей пар к цилиндру, несколько прикрывается. В результате давление пара, поступающего через уменьшившееся отверстие, понижается и число оборотов уменьшается. При уменьшении числа оборотов грузы регулятора сблизятся и заслонка приоткроется. Давление пара будет больше, мощность машины и число оборотов увеличатся. Таким образом регулятор поддерживает постоянное число оборотов.
Роль Уатта в создании паровой машины может быть охарактеризована словами Маркса: «Только с изобретением второй машины Уатта, так называемой машины двойного действия, был найден первичный двигатель,... который, будучи городским, а не сельским, как водяное колесо, позволяет концентрировать производство в городах, вместо того чтобы рассеивать его в деревне; двига-
/ —золотниковая коробка; 2 — цилиндр; 3 — золотник; 4 — эксцентрик; 5 — паровые окна; 6 — поршень; 7 — шток (скалка); 8 — ползун; 9 — шатун; 10 — кривошип; И — коренной вал; 12 — маховик; 13 — регулятор числа оборотов; 14 — труба отработавшего пара. |
Тель, универсальный по своему техническому применению и сравнительно мало зависящий в своем местопребывании от тех или иных локальных условий» [2]).
Признавая важность изобретений Уатта и его конструкторский талант, не следует, однако, забывать, что эти изобретения были подготовлены всем ходом экономического и промышленного развития Англии и что им предшествовали многочисленные и весьма плодотворные предложения. Уатт патентовал свои изобретения и, ревниво оберегая свои привилегии, немало тормозил творческую мысль других изобретателей. Только после окончания сроков патентов Уатта его машину стали беспрепятственно строить в Англии и других странах и она стала быстро совершенствоваться.
Дальнейшее развитие паровой машины пошло по пути создания безбалансирной машины с применением пара высокого давления, высокого перегрева и повышения числа оборотов, так как, чем больше число оборотов машины и выше давление и перегрев пара, тем она экономичнее, тем меньше ее размеры и тем она дешевле.
Разберем устройство простейшей современной паровой машины (рис. 12) и процесс ее работы.
Пар из котла поступает в так называемую золотниковую коробку отлитую вместе с цилиндром 2. В ней находится золотник <?, похожий на опрокинутую коробку (поэтому он называется коробчатым). Золотник приводится в движение от вала машины при помощи эксцентрика 4 и попеременно открывает окна 5, соединяющие золотниковую коробку с правой и левой полостями цилиндра. Пар, поступив в одну из полостей цилиндра (на рис. 12 в правую), давит на поршень 6 и заставляет его двигаться влево. В это время отработавший в левой полости пар выходит в полое пространство цилиндра под золотником, а оттуда в атмосферу или в конденсатор (у машин с многократным расширением — в цилиндр с более низким давлением). Когда поршень дойдет до левой мертвой точки, то золотник станет в такое положение, что пар будет поступать в левую полость цилиндра и поршень начнет двигаться в обратную (правую) сторону, а отработавший в правой полости пар будет выходить на - ружу.
Возвратно-поступательное движение поршня передается через скалку (шток) 7, ползун 8 и шатун 9 кривошипу 10 коренного вала 11 и вращает последний. На валу насажен маховик 12, назначение которого — выравнивать ход машины. Маховиком часто пользуются, как шкивом, для передачи ремнем или канатами механической энергии к станкам или электрогенератору. Для поддержания постоянного числа оборотов служит регулятор 13, действие которого было описано раньше.
Кроме коробчатых золотников, работа которых сопряжена с большим трением вследствие одностороннего давления пара и которые непригодны для пара с высокой
Т |
Ж
Тл
Рис. 13. Крупная горизонтальная паровая машина мощностью 2600 лошадиных сил. |
Температурой, применяются уравновешенные цилиндрические золотники и клапанные парораспределения. Последние применяются главным образом для стационарных машин средней и большой мощности.
В настоящее время в большинстве случаев применяются машины двойного действия с расширением пара. Машины с расширением пара в одном цилиндре называются машинами простого расширения в отличие от машин многократного расширения, у которых пар, отработавший в одном цилиндре, переходит в следующие цилиндры, в которых расширение пара продолжается. Чаще всего строят машины двойного и тройного расширения, в которых начальная конденсация, а следовательно, и расход пара значительно меньше.
Машины двойного действия строят по системе компаунд, когда цилиндры высокого и низкого давления располагаются рядом, и по системе тандем, когда они стоят один за другим.
Паровые машины бывают вертикальные (с вертикальным расположением цилиндров, отличающиеся большей компактностью и применяемые в качестве быстроходных судовых машин) и горизонтальные (с горизонтальным расположением цилиндров, например паровозные машины). Горизонтальная паровая машина мощностью 2600 лошадиных сил изображена на рис. 13.
Отработавший пар может выпускаться или в конденсатор, что делается у крупных машин, или в атмосферу, как, например, у паровозов. Кроме того, отработавший пар может быть использован для отопления или в производстве (для варки, сушки и т. д.); тогда давление его должно быть значительно выше атмосферного. Если для производства требуется пар сравнительно высокого давления, то его забирают по пути из цилиндра высокого давления в цилиндр низкого давления; такие машины называют машинами с промежуточным отбором пара.
В настоящее время паровые машины большой мощности почти вытеснены более экономичными и занимающими много меньше места паровыми турбинами. Тем не менее для малых мощностей они часто оказываются более выгодными, чем паровые турбины. Особенно большое распространение получили локомобили — установки, объединяющие паровой котел, паровую машину и все вспомогательные механизмы. Локомобили бывают передвижные, мощностью до 75 лошадиных сил, и в этом случае их котел устанавливается на колесный ход, и стационарные, устанавливаемые на фундаменте (рис. 14). Мощность стационарных локомобилей доходит до 1000 лошадиных сил.